История Гиезия, слуги Ветхозаветного пророка Елисея – находка для внимательного читателя Писания. Его имя не услышишь на громких конференциях, он – не герой проповедей. Но его имя, переводимое большинством источников, как «Пучеглазый», и его судьба, являют и в наше время поразительный урок и предупреждение, о котором стоит поговорить.
Его годы следования и послушания Елисею внушают уважение. Думаю, что у него было многое, чего так страстно желают сегодня ученики Христовы – ревность, послушание. Шли годы. И мало-помалу «вечная» мысль стала овладевать слугой человека Божьего. Ведь все лавры – пророку. Слава – пророку. Положение и честь пророку. А что мне? Что насчет меня?
Думаю, раньше или позже это роковое «озарение» посещает сердце каждого служителя Божьего.
Проходят годы, собрания, жертвы и десятины, конференции и служения за полночь. Но когда-то увидишься с бойким лидером на дорогой машине, встретишь семью друзей, построившую дом в укромном и райском местечке.
Вот тогда и слышен голос, нежно шепчущий прямо в ухо: «Смотри, ты служишь Богу, а ведь ты сам нуждаешься. Кто же о тебе позаботится? Так и будешь «духоманить», тогда как мудрые братья «крутятся» и ничего в этом плохого нет!»
Так и Гиезий услышал однажды этот голос. Вот один из последних эпизодов в Ветхом Завете с его участием. Военачальник Нееман (по нашему это будет – министр обороны крупнейшего соседнего государства) посещает Елисея, ожидая приема и исцеления от проказы. И тут пророк высылает Гиезия к приехавшему маршалу с просьбой окунуться семь раз в Иордан! Почему он не пошел сам? Наверное, потому, что у него есть слуга для этого…
Представьте, если бы министр обороны США стоял перед приемной, а вас попросили бы выйти и указать путь к грязной речке и порядок грязевых ванн! Быть вестником в таком случае никто из нас не пожелал бы, увольте. Повествователь указывает нам, что Нееман разгневался на это! Думаю, Библия здесь просто выдает нам 1-2 % от деталей происшедшего! Что там было! Там была сцена излияния эмоций на безответного слугу…
Кто увидел этот гнев? Пророк? Нет, он оставался в доме. Да, ВСЕ оскорбления и вся ярость пали на Гиезия! За что, друзья? За что хлебать этот высокопоставленный гнев? Чем мог он ответить и мог ли?
Так, или иначе, отношение Неемана меняется, он таки следует инструкции пророка и приходит к нему со словами благодарности. Предложения щедрого дара наотрез отвергаются Елисеем в присутствии Гиезия. Гиезий вдруг слышит этот «нежный голос» в ухо и у него созревает план: «Я не зря здесь все выслушивал. Я и так ничего не получил за эти годы. Нееман принес дары, и если мой господин не понял, что делать, то может быть он не нуждается. А я нуждаюсь!»
Что же делает Гиезий? Он догоняет вышедшего в обратный путь Неемана и рассказывает ему свою сфабрикованную историю о пришедших паломниках, нуждающихся в одежде и деньгах. И получает просимое ВДВОЙНЕ! По возвращению Елисей встречает своего слугу вопросом «Откуда, Гиезий?» На свое оправдание Гиезий слышит обличение и Божий приговор – «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и потомству твоему навек».
Что же за урок в этой истории с невеселым концом? Суровое предупреждение звучит тем, кто называет себя слугами, и прежде всего слугами Божьими. Да, это очень непросто быть слугой. Да, это во многих случаях не вознаграждается. Подчеркнем все же: на земле не вознаграждается. Тем не менее это замечание также не делает служение легким и сладким, не правда ли? Но сегодня, именно сегодня, в дни разлива нефтяных рек и газовых морей в России так порой велико искушение воспользоваться своим служением для личного обогащения. Ведь посмотри на общество, посмотри на тех и этих! Что им позволено!
Годы субсидирования служений Российской церкви из-за рубежа также не прошли даром. Таксистский девиз: «Плати – везу» сегодня лежит петлей и сетью у ног церкви и ее служителей. Хочется, вслед за Елисеем и Ральфом Нейбором воскликнуть: «Куда мы отсюда пойдем?»
Выборов несколько, и они все – перед нами. Первый – очевидный. Его и сделал Гиезий. «Раскручивать» гостей и «трусить» прихожан. А что делать? А кому сейчас легко! А моей семье тоже нужна одежда (и лечение, и отдых, и образование и т.д. и т.п.)! Сегодня этот путь остается популярным в церкви.
Вот только как быть с приговором и с наследственным заболеванием Гиезия?
Второй – «честный». Можно бросить служение и полностью окунуться в зарабатывание денег. Да, кто-то перегорел в эти годы. Кто-то был использован, измотан, нуждался, не одевался, не поддерживал здоровье. Самое трудное – кто-то так и не увидел реального успеха и плода. «Хватит!», говорим мы и решаем «компенсировать» средства за «бесцельно истраченные годы». Этот путь - для многих более предпочтительный по сравнению с первым. Не нам судить этих людей и это решение, а Призвавшему. Опасаюсь, что в дальней перспективе, он оставит многих детей Божьих опустошенными и разбитыми, приведет семьи к кризису и детей – к отделению от родителей, бунту и беззаботности.
Верую, что есть третий путь. И он не в том, чтобы игнорировать собственные потребности и проблемы, но в смирении и нахождении в Боге возможности служить Ему не по-гиезиевски, и в то же время самому обеспечивать потребности свои и своей семьи. Ведь Церковь Христа – это руки любви, это слово истины, это практическая помощь, это общение друзей, это образ жизни.
ИЛИ ЭТО НЕ ТАК? ИЛИ БОГ УЖЕ ЗАКОНЧИЛ С РОССИЕЙ?
Давайте напоследок еще раз всмотримся в Гиезию. Есть нечто и положительное в нем – мы находим его бытописателем Елисея в 4 Царств 8. Он продолжил служить и после своего поражения собственной корысти!
Евгений Левандовский
РЦ ХВЕ