Лучший способ молитвы - молиться подобно Иисусу

Если только с помощью молитвы может получить освобождение бесноватый , насколько же больше мы нуждаемся в молитвах за мир, за народы, за Церковь, за разрешение огромных нужд в наших городах и собраниях?

«Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18:1). Иногда меня спрашивают: «Зачем мне молиться? Господь все равно знает все, что произойдет. Неужели мои молитвы могут что-то изменить?» Фундаментальным ответом на этот вопрос будет следующий: «Иисус повелел нам молиться. Он никогда не просит нас о том, чего Он Сам не делает».

Каждый из составителей четырех Евангелий описывает моменты, когда Иисус молился: у Матфея таких эпизодов девять, у Марка — восемь, у Луки — тринадцать и пять у Иоанна. В 23 случаях из существующих 35 ссылок на протяжении трех лет служения Иисуса Дух Святой приоткрывает завесу над Его молитвенной жизнью. Давайте заглянем туда.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

При Его крещении. Лука пишет: «Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо» (3:21). Во время этой молитвы Дух Святой сошел на Него в телесном виде как голубь, и был голос с небес, говоривший: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» И хотя небо не разверзается во время нашей молитвы, и Дух не сходит в телесном виде, но небеса на самом деле открываются, когда мы молимся, Дух сходит на нас, и в молитве Отец уверяет нас в Своей любви.

Избрание двенадцати. Иисус провел всю ночь в молитве Богу на горе перед тем, как избрать учеников на следующее у тро (Лук. 6:12–16). Просто потрясающий текст по перекрестной ссылке мы находим у Матфея. Перед тем как избрать апостолов, Иисус сказал им: «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мтф. 9:38). Именно после этой молитвы Матфей и описал избрание Иисусом двенадцати (Мтф. 10:1). Меня всегда интересовало, какая связь существует между 9:38 и 10:1. Мы знаем, что у Иисуса было больше 12 последователей: 72 (Лук. 10:1), 120 (Деян. 1:15) и 500 (1-е Кор. 15:6). Каким же образом были выбраны эти двенадцать? Полагаю, именно они и были теми, кто всерьез воспринял указание Иисуса молиться. В то самое время, когда Он проводил всю ночь в молитве, они также молились. Никто не может иметь успеха на жатве душ, если прежде не посвятит себя молитве об этом. После отвержения в Хоразине, Вифсаиде и Капернауме (Мтф. 11:20–26).

Иисус сотворил поразительные чудеса в этих трех городах. Петр, Андрей и Филипп были родом из Вифсаиды; Иаков, Иоанн и Матфей (Левий) вышли из Капернаума. Несмотря на чудеса в этих городах, несмотря на то что половина из двенадцати были именно из этих мест, они все равно отвергли Его. И это вызывает жгучую боль. Как реагируем мы, когда люди отвергают нас, когда на пути мы встречаем неблагоприятные обстоятельства? Нам следует поступать подобно Иисусу — обратиться к молитве. Наша жизнь потечет в общении с Господом в верном русле. Мы поймем, что Его одобрение превыше всего.

На поворотном моменте Своего признания. Вот уже на протяжении двух лет ученики следуют за Иисусом, наступает время им постичь, кто же Он такой. Отвергнут ли они свои предвзятые идеи о политическом Мессии и вместо этого примут ли откровение Самого Иисуса о Себе Самом? Ответ приходит в Кесарии Филипповой. В тот момент Иисус молился в одиночестве, ученики же находились рядом с Ним. Он задает им вопрос: «За кого почитает Меня народ? … а вы за кого почитаете Меня?» (Лук. 9:18–20). Если мы хотим, чтобы другие пришли к Иисусу, давайте будем следовать Его примеру. Человек, которому мы свидетельствуем, должен подойти к главному перекрестку своей жизни. Это поворотный момент, определяющий нашу земную и вечную судьбы. Наши горячие молитвы должны предшествовать таким моментам.

На вершине откровения. Спустя восемь дней после того, как ученикиисповедовали Его Христом, Иисус берет Петра, Иакова и Иоанна с Собой на высокую гору для молитвы. Во время молитвы Он преобразился: Его лицо засияло подобно солнцу, Его одежды стали подобны вспышке молнии (Мтф. 17:2; Лук. 9:28, 29). Это был единственный раз на протяжении Его служения, когда Его Божественная природа просветилась сквозь Его человеческую кожу. И для нас молитва может стать временем приятных переживаний в Господнем присутствии. Несомненно, такими мгновениями для нас является крещение Святым Духом, когда наша неописуемая радость выражается посредством неизвестных нам слов.

Во времена отчаянной нужды в других. Смерть их брата Лазаря сокрушила Марию и Марфу. Иисус лишь отягощал их страдания, откладывая Свой приход. Они привели Иисуса к гробнице, он был глубоко тронут. Он приказал отвалить камень и после этого вознес молитву (Иоан. 11:41, 42). Мы также переживаем печальные моменты вместе с другими. Мы стоим у постели умирающих членов церкви и друзей или же у края могилы при совершении погребения. Мы всегда молимся в подобных случаях и вне зависимости от обстоятельств мы говорим подобно Иисусу: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня». Результат нашей молитвы может отличаться от того, что случилось с Лазарем, — это сокрыто от нас. Но мы одно знаем наверняка: что Он «всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25).

На последней Вечере. В тот зловещий вечер, когда Иисус был предан, Он разделил свой последний ужин с самыми близкими Ему людьми. Он знает, что Ему предстоит пройти, тем не менее Он воздает благодарность, беря чашу (Мтф. 26:26, 27). Какой урок для нас, когда мы лицом к лицу встречаем противостояние — когда грозовые тучи собираются в нашей жизни, мы можем встретить их с благодарностью, перед тем как испить чашу страданий. Во время празднования Пасхи Иисус возносит Свою первосвященническую молитву (Иоан. 17). Он молится о Себе (ст. 1–5), о Своих учениках (ст. 6–19) и о нас (ст. 20–26). Двенадцать учеников никогда не смогут забыть той молитвы. Люди, ближе всего к нам находящиеся, также не смогут позабыть наши молитвы во времена трудностей, страданий и даже смерти.

В Гефсимании. «Масличный пресс» — буквальное значение слова «Гефсимания». Иисус добровольно предает Себя под огромным нажимом. Лука повествует, что Его агония была настолько велика, что капли Его пота были подобны крови, падающей на землю (Лук. 22:41–44). Там Он трижды молится: «Да будет воля Твоя» (Мтф. 26:36–44). Тот, Кто всего несколько дней назад воскресил из мертвых Лазаря, теперь отказывается избавить Себя Самого от ужасающей смерти. Он бы с легкостью мог подняться с молитвы, преодолеть короткий путь на восток от Елеонской горы и исчезнуть в Иудейской пустыне. Но Он остается … ради нас. Наступают времена, когда мы не свободны в стремлении к собственному комфорту и удовольствию, — это когда мы должны исполнить свой долг. Именно молитвенная жизнь способна наделить нас силой и помочь устоять.

На кресте. Во всех четырех Еванге- лиях записаны семь изречений Иисуса, произнесенных Им c креста. Первое, четвертое и последнее — это молитвы. Он начинает молитвой «Отче, прости им…» (Лук. 23:34). Он не сжимает кулаки и не кричит: «Вы еще пожалеете об этом, вы все отправитесь за это в ад». Нет, Его ладони были открыты, они приняли гвозди. Его сердце открыто, ходатайствуя за тех, кто предавал Его смерти. Он показал нам пример прощения своих недругов. Его вторая молитва, т.е. четвертое изречение с креста: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Марк. 15:34). Мы часто называем это воплем забвения. Помните, ограниченная спо- собность Иисуса дышать уменьшала количество произносимых с креста слов. Те слова были началом псалма 21. Псалма, заканчивающегося триумфом. Когда смерть была так близка, Иисус напоминает нам, что Он молится по Писанию. Да, в тот момент казалось, что Бог оставил Его, но это длилось недолго. «Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего… и поклонятся пред Тобою все племена язычников» (Пс. 21: 25, 28). Мы никогда не должны позволять укорениться мысли, что Бог нас оставил. Наступают моменты непроглядной тьмы в нашей жизни, но наш финал известен наверняка: Он никогда не оставит и не покинет нас (Евр. 13:5). Последние слова с креста — это Его молитва: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23:46). Это самая первая молитва, которую запоминает каждый еврейский ребенок, она напоминает детскую молитву перед сном: Я быстрей хочу уснуть, Хранит душу Господь пусть. Если я во сне умру, Отдаю ее Ему. Слова молитвы Христа мы находим в псалме 30:6 — разница заключается лишь в том, что Иисус добавляет одно единственное слово, которое все и меняет: «Отец». В жизни и в смерти мы можем доверять Отцу, предавая ему все то, что мы собой представляем.

Другие случаи. Иисус молился не только в ключевые моменты Своего служения, но и во многих других случаях. Он молился, когда еще было темно (Марк. 1:35), после изнуряющей череды служений, кульминацией которых стало насыщение 5000, при наступлении вечера (Мтф. 14:23), Он провел целую ночь в молитве (Лук. 6:12). Его частые молитвенные уединения говорят, что Он не желал прерывать общение со Своим Отцом. Он брал детей на руки и молился о них (Мтф. 19:13); молился, чтобы ученики приняли Духа (Иоан. 14:16); о вере, чтобы она не оскудела в Его первых учениках (Лук. 22:31, 32).

В Новом Завете трижды упоминаются моменты, когда по щекам Иисуса текли слезы. Первый случай — у гробницы Лазаря (Иоан. 11:35). После трех лет служения сердце Иисуса не огрубело к человеческим страданиям. Иисус сострадает нам в наших нуждах. Вторично мы видим его молящимся со слезами, «когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Лук. 19:41). И наконец, автор Послания к Евреям говорит: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти» (Евр. 5:7). Он горько плакал об одном человеке, об одном городе и о Своем Собственном подчинении воле Отца.

НАСТАВЛЕНИЯ ИИСУСА ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛИТВЫ

Иисус также наставлял Своих последователей, о чем нужно молиться. Он сказал нам молиться о делателях на жатве (Мтф. 9:38). Проблема всегда заключается не в недостатке людей, желающих прийти к Иисусу, а в недостатке делателей, которые были бы готовы привести их к Нему. Вот об этом дефиците мы и должны молиться.

Он сказал нам молиться о единстве с другими (Мтф. 18:19, 20).

Он учит нас молиться во Имя Его (Иоан. 14:13, 14; 15:7; 16:23–26). Молитва во Имя Его — это одно из непременных условий наших молитв. «Молитва во Имя Его» — не некая магическая формула, используемая нами в молитве для достижения того, чего нам хочется. Молящиеся во Имя Его знают характер Того, во Имя Которого они возносят молитвы, и поэтому мы говорим о своих просьбах, доверяя ответ Ему. Это либо Божественное вмешательство, либо Божественное укрепление.

Он учит нас молиться с верой (Марк. 11:22–26), говоря, что некоторые вещи вообще невозможны без молитвы (Марк. 9:29).

Бог избрал, чтобы Его дело совершалось посредством наших молитв, но никак не без молитв. Наш Господь обладает верховной властью. Он может совершать все, что хочет, в соответствии со Своей природой. Но коечего Он не делает, если мы не молимся. Помните, как Иисус наедине наставлял учеников: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Марк. 9:29)? Если только с помощью молитвы может получить освобождение бесноватый, насколько же больше мы нуждаемся в молитвах за мир, за народы, за Церковь, за разрешение огромных нужд в наших городах и собраниях?

ПРИМЕР РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ МОЛИТВЫ

9 февраля 1958 года молодой пастор церкви Ассамблей Божьих в небольшом городке в штате Пенсильвания поздно вечером смотрел передачу по телевизору, в то время как его жена и маленькие дети уже спали. В тот вечер он переоценивал свою жизнь. «Сколько времени я провожу, сидя у экрана телевизора каждый вечер? — спросил он сам себя. — Покрайней мере, пару часов. А если я продам телевизор и буду проводить это время в молитве?» Утром следующего дня вместе со своей женой они согласились продать 16 свой телевизор, если после размещения объявления в газете его заберут в течение получаса после выхода газеты. На 29-й минуте раздался телефонный звонок: «Сколько вы хотите за ваш телевизор?» Молодой пастор, даже не успев подумать о цене, сразу же вы- палил: «Сто долларов». Звонивший сказал: «Я беру его. Буду у вас минут через 15».

25 февраля, во вторник, поздно вечером, уже в конце своей молитвы — спустя всего 2 недели и 2 дня после решения продать телевизор, — тот самый молодой пастор почувствовал сильное желание открыть журнал «Лайф». Вначале он воспротивился ему, чтобы не подпасть под искушение читать журнал во время молит- вы. Но он продолжал чувствовать какое-то беспокойство. Его жены и детей не было дома — они уехали навестить бабушку и дедушку в Питсбурге. Журнал продолжал манить его, лежа на столе. В конце концов он сказал: «Господи, неужели Ты хочешь мне показать здесь что-то?» Он сел на свой коричневый вращающийся стул и открыл журнал. Он начал его листать и дошел до страницы, которая на первый взгляд не представляла для него интереса. Там был рисунок, набросок, сделанный ручкой во время судебного процесса, проходившего в 500 километрах от него — в Нью-Йорке, где он никогда не был. Он обратил внимание на глаза одного из семи человек, обвиняемых в убийстве, на рисунке. В глазах того парня отразились замешательство, ненависть и отчаяние. Молодой пастор заплакал и произнес вслух: «Что это со мною?» Еще раз, уже более пристально, он взглянул на рисунок. Они все были подростками, членами одной банды «Драконы». Они напали и жестоко убили 15-летнего парня, больного полиомиелитом, по имени Майкл Фармер. Семеро подростков нанесли Майклу семь ударов ножами в спину, а затем били его по голове солдатскими ремнями. Потом они ушли прочь, вытирая выпачканные в крови руки о свои волосы со словами: «Здорово мы его отделали».

Эта история вызвала отвращение у молодогом пастора, к горлу подступила тошнота. А потом пришла мысль: «Отправляйся в Нью-Йорк и помоги этим парням». В пятницу утром молодой пастор уже был в здании суда. Последующие события вошли в историю. Если бы Дэвид Вилкерсон не посвятил себя молитве, «Тин Челлендж» так бы никогда и не появился. С тех пор служение «Тин Челлендж» преобразило сотни тысяч жизней. Одновременно по всему миру около 24 тысяч мужчин и женщин проходят программу в реабилитационных центрах, получая освобождение силою Христа.

В офисе Дэвида Вилкерсона есть вышивка, сделанная его дочерью Бонни: «Мой отец известен не тем, кто он есть, а тем, что он осмелился дослушать до конца, когда Бог захотел продолжить разговор».

Пусть и мы будем готовы дослушать до конца, когда Бог захочет продолжить разговор. Отец ранней Церкви Иоанн Златоуст вы- разил это емко и кратко: «Бог ни в чем не может отказать молящейся церкви».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гарольд Линдселл здорово подметил: «Бог не может сделать некоторые вещи без нашего труда. Он имеет в запасе горы мрамора, но Он еще ни разу не построил собор. Он наполнил горы железной рудой, но Он никогда не изготовил иголку или реактивный самолет. Он оставил это для нас. Почему же, если Бог оставил многое на усмотрение человеческого разума и усердия, Он ничего не оставил на усмотрение молитвы человека? А ведь Он оставил. Просите и получите. Есть нечто, что Бог не даст нам без наших молитв. Мы не можем предполагать, что Бог сделает для нас без молитвы то, что Он обещал сделать для нас только посредством молитвы».

Итак, молитва является неотъемлемой частью Евангелия. Иисус учил: «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мтф. 9:38). Иисус Сам дал нам пример того, чего Он просит от других. Он провел всю ночь в молитве, перед тем как призвать двенадцать и назвать их апостолами (Лук. 6:12–16). А разве достигла бы Благая весть язычников, если бы Петр не взошел на крышу дома помолиться? Та молитва даровала Петру готовность идти в дом Корнилия (Деян. 10:9). Было бы начато первое миссионерское путешествие, если бы лидеры в Антиохии не стали поститься и молиться (Деян. 13:1–3)? Апостол Павел побуждал христиан: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова … дабы я открыл ее, как должно мне возвещать» (Кол. 4:3, 4). Несомненно, ранняя Церковь осознавала, что Церковь без молитвы — это Церковь без силы. Они очень хорошо усвоили истину, сказанную Иисусом: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5).

Джордж Вуд, доктор практической теологии, генеральный суперинтендант Генерального совета Ассамблей Божьих (США)