Одно из самых важных качеств, отличающих детей Божьих от людей мирских в том, что истинно верующие люди признают систему авторитетов, установленную Богом на земле. Проблема неверующих людей в том, что они ставят себя окончательным авторитетом и не желают признавать установленные Богом авторитеты. Большинство из них считаются с внешними авторитетами только тогда, когда у них нет другого выхода.
В отличие от принуждения, базирующегося на реальном или символическом насилии, влияние авторитета основано на добровольном подчинении.
Библия открывает систему авторитетов, в которой должен существовать человек.
А. Самым высшим авторитетом является Бог и Его Слово
Исх.20:2-3: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Рим.11:33-36: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Основная истина Библии заключается в том, что Бог является абсолютным и суверенным Владыкой, которому подчинено всё. Его власть распространяется на всё на небе, на земле и в преисподней. Кол.1:16-17: ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,-- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
Первая проблема неверующего человека в том, что он отрицает абсолютную Божью власть или же не желает ей подчиниться.
Стать верующим – это значит признать, что Бог абсолютно добрый, абсолютно умный, абсолютно справедливый, абсолютно могущественный, абсолютно праведный, святой, любящий, вечный, являющийся Автором и Владыкой человека. Поэтому Бог имеет право на то, чтобы распоряжаться нашей жизнью. И Его воля всегда будет наилучшим решением в человека в любой ситуации. Это значит, что Бог должен иметь наивысший приоритет в нашей жизни. Наша верность и преданность должны быть, прежде всего, посвящены Богу, Его Слову и Его воле. Приоритетное отношение к Богу помогает человеку правильно определять его отношения к окружающему его обществу и его структурам.
Б. Второй уровень авторитетов – авторитеты в семье
Бог устроил общество так, что Он делегирует часть своей власти и авторитета определённым людям или структурам в обществе. Власть каждого из этих авторитетов имеет свой источник в Боге и подчинена Ему. Первой ступенью авторитетов, после авторитета Бога является авторитет семьи. Библия представляет чёткое учение о системе авторитетов внутри семьи:
1Кор.11:3: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава-- муж, а Христу глава-- Бог. (та же глава, где и причастие), Еф.6:1-3: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
Бог установил, что муж и отец в семье является главой. Он несёт ответственность за семью перед Богом и является авторитетом для жены и детей. Родители, включая мужа и жену, несут ответственность за детей и являются авторитетом для них. Поэтому, после Божьего авторитета главным авторитетом для детей являются родители, для жены – муж. Так как авторитет Бога выше авторитета мужа и родителей, дети и жёны призваны повиноваться отцам и мужьям «в Господе». Это значит, что в случае если мужья и отцы требуют чего-то, прямо противоречащего Божьему слову, дети и жёны должны выбирать повиновение Богу.
Посвященность семье и обязанностям внутри семьи занимает второе место в системе приоритетов установленных Богом. Она подчинена только личной верности Богу.
В. Третий уровень авторитетов – это авторитет власти в церкви Церкви
Церковь, представляет собой сферу, в которой дети Божьи растут и совершенствуются, учась Божьему Слову и служа друг другу. Преданность поместной церкви, верность её служителям и друг другу играет очень важную роль в жизни христиан.
Поместная церковь обладает определённой структурой управления, установленной Богом. Эта структура включает в себя существование специальной группы зрелых людей, качества которых описаны в 1 Тим 3:1-13, Титу 1:6-9 и 1 Петра 5:1-4.
Евр.13:17: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 1Пет.5:5: Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Власть и авторитет служителей церкви ограничены Священным Писанием. Хотя служители могут давать советы и рекомендации по самым разным вопросам жизни, они не обладают властью в тех сферах, которые выходят за рамки прямого учения Библии.
Г. Четвёртый уровень авторитетов – авторитет гражданской власти.
Бог установил земное правительство по причине греховного разложения людей. Земное правительство должно предохранять общество от окончательного разрушения и взаимного уничтожения людьми друг другом. Первое свидетельство о земном правительстве. Быт.9:6: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
Учение Нового Завета о правительстве
Рим.13:1-7: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
1Петра 2:13-17: Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, -- ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
Христианин должен стремиться искренне и от сердца повиноваться гражданским властям и стараться честно исполнять все государственные законы и постановления во всех ситуациях, где они не заставляют его нарушать верность Богу и Его Слову.
История говорит о многих случаях, когда государственные власти преследовали христиан за их верность Богу. В каком-то смысле, философия людей мира непримирима с философией Христа и христиан. 2Tим.3:12: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Вместе с тем как пострадать за Христа является большой привилегией, христиане должны быть очень внимательны, что они действительно страдают за Христа, а не по каким-то другим причинам. 1 Петра 4:15-16: Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
Д. Пятый уровень авторитетов – авторитет работодателей
Слово Божье отмечает определённую экономическую систему, отражающую Божье принципы справедливости.
Еф.6:5-7: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, Кол.3:22-25: Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия.
Библейское отношение к работе. Нанимаясь на работу, христианин вступает в определённые экономические отношения с другими людьми, верующими или нет. Эти отношения ясно определены Священным Писанием и поэтому должны быть основанием для регулирования отношения христиан к работе и работодателям.
1. Нанявшись на работу, служите вашему работодателю, как Господу Иисусу Христу. Еф.6:5-8; Кол.3:22-24
2. Всегда уважайте людей, наделенных властью – начальник, мастер, бригадир, звеньевой и т.д. Уважение этих людей основано на положении, которое они занимают, а не на их личных качествах. Это говорит о том, что мы должны подчиняться работодателям даже тогда, когда они не правы по отношению к нам или к другим. 1 Петра 2:18: Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Если позиция работодателя настолько неверна, что вы не находите в себе сил подчиняться ей, вам необходимо подыскать такую работу где вы могли бы с чистой совестью уважать людей стоящих в руководстве и подчиняться им.
3. Поставьте перед собой цель работать на успех и развитие бизнеса вашего работодателя. Работодатель нанимает вас, чтобы вы помогли ему развивать его дело. Это его первая цель. В связи с этим научитесь:
a. Беречь и умножать имущество вашего предприятия.
б. Бережно относиться к рабочему времени. Если вам платят зарплату повременно, честно работать в течение всего времени, а не только в присутствии начальства.
в. Будьте честными и доброжелательными по отношению к работодателям и начальникам. Не говорите о них плохо.
г. Никогда не позволяйте лени контролировать вас. Будьте трудолюбивыми. Пр.10:4; 18:9; 21:25; 22:29
д. Всегда учитесь делать свою работу лучше.
Иосиф является одним из лучших Библейским примером правильного отношения к власти и работодателям. Быт.39-50.
Е. Шестой уровень авторитетов – авторитет всех окружающих нас людей
Кроме того, что в обществе существуют определённая система авторитетов, Библия ясно говорит о том, что христиане должны относиться ко всем людям считая их выше себя. Фил.2:3: ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Нам нужно научиться относиться к каждому человеку с добром и уважением
Мф 7:12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Ст. пастор РЦ ХВЕ по Свердловской области, Андрей Бердышев