За правду и истину!

eIECRdDyjSc

История, не в виде записанных событий и фактов, а как неумолимое течение времени, вмещающее в себя всё проявление человеческого бытия, знает огромное количество примеров невероятной стойкости, решимости и героического проявления веры и силы духа.

Иногда героические поступки совершаются в эмоциональном порыве и оказывают влияние на тех, кто в этот момент находится рядом. Подвиг же других заключается в повседневной и непреклонно твердой решимости отстаивать истину до конца. Одним из таких героев был Ян Гус — чешский проповедник, ученый и просветитель.

Во времена средневековья по многим местам Европы горели костры инквизиции, на которых заканчивались жизни тех, кто был признан еретиком или представлял опасность своими мыслями и деяниями для католической церкви. Именно так закончился непродолжительный, но яркий земной путь Яна Гуса. Но что предшествовало этому, и что явилось причиной, по которой Гус оказался на костре? В рамках изучения истории средних веков Ян Гус был представлен как знамя национально-освободительного движения в Чехии. Именно с ним связывают начало так называемых «гуситских войн», которые приобрели революционный размах в тот момент, когда весть о казни Яна Гуса достигла Праги. Такой образ этого человека запомнился и мне из школьного курса истории. Но, начав изучать историю Церкви, я с удивлением обнаружил, что многие важнейшие исторические события часто имели под собой религиозную, духовную основу. Не являются исключениями в этом отношении и обстоятельства жизни и служения Яна Гуса.

Доподлинно не известен не только день, но и год рождения Яна Гуса. Предположительно он родился в 1369 или 1371 году в семье бедных крестьян в деревне Гусинец Богемского королевства. Богемия в то время — славянское государство в составе Римской Империи.

Сегодня это Чехия. О семье и детских годах Яна не известно почти ничего, и этот пробел восполняется различными мифами, возникшими в более позднее время. Для молодого человека из небогатой семьи чуть ли не единственной возможностью вырваться из привычного круга и качественно изменить свою жизнь были получение образования и карьера священника. Желая своему сыну иной, отличной от своей судьбы, родители приложили все усилия, чтобы Ян стал образованным человеком. Он начал учебу в школе в близлежащем городке Прахатице, куда должен был ходить ежедневно пешком. Он усердно учился, понимая, что это откроет ему путь к получению дальнейшего образования и связанными с ним перспективами. После окончания школы он поступил в Пражский университет. Примечательно, что он выбрал факультет свободных искусств, а не теологический, на котором учиться было дольше и дороже. В 1396 году Ян заканчивает своё обучение со степенью магистра свободных искусств и переходит в другой статус — он начинает преподавательскую деятельность в этом же университете. Молодой преподаватель мыслил, по тем временам, очень свободно. Со своими студентами Гус начал изучать труды английского богослова и профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа, несмотря на то, что его работы в области теологии в 1382 году были признаны еретическими.

Однако Ян не только излагал студентам теорию Уиклифа, но и развивал её. Гус отвергал безграничную власть Папы Римского, утверждая, что истинной главой церкви является исключительно Иисус Христос. А богатство церкви Ян обличал гораздо категоричнее Уиклифа.
Несмотря на то, что Ян Гус был вольнодумцем, а сочинения Уиклифа публично сожгли на костре, в 1401 году молодого преподавателя назначили деканом философского факультета, а в 1402 году ректором в Пражском университете. Ян Гус был первым в этом учебном заведении ректором, который по национальности являлся чехом, до того подобной должности удостаивались только немцы. К тому же это была удивительная карьера для сына бедных крестьян.

В это же время Ян начинает произносить свои проповеди в Вифлеемской часовне, которая превратилась в центр распространения реформаторских идей. Пламенные призывы Яна привлекали большое количество слушателей, как простого народа, так и богатых и знатных жителей Праги. В своих проповедях, которые звучали на понятном для простых граждан чешском языке, он призывал к послушанию Библии и исполнению заповедей Иисуса Христа.

Но эти слова так сильно отличались от повседневной жизни и поведения большинства католических священников, что это не могло не стать для них вызовом. Жизнь высшего духовенства и папского окружения была невероятно далека от тех идеалов, что были записаны в Священном Писании. Обычной в среде священства практикой была алчность, роскошь, продажа церковных должностей, а иногда и откровенно развратное поведение. Возможно, одним из самых далёких от истины и вредных явлений была продажа индульгенций — отпущение грехов при внесении определенной платы. Почему именно в проповедях этого молодого и ревностного проповедника поднимались такие острые темы? Ян Гус был одним из немногих, кто имел мужество открыто выступать против этого. Вернее будет сказать, что он возвысил свой голос не «против», а «за». За правду и истину! Это стремление к правде и отстаивание ее было стержнем его служения и всей его жизни. Церковь считала, что имеет исключительное право на истину и доступ к ней. Священное Писание было недоступно для простых людей, к тому же все богослужебные книги, как и сами церковные службы, были на латинском языке. Вероятно под влиянием того, что ранее Уиклиф перевел Библию на английский язык, Ян Гус понимал необходимость сделать подобное для своего народа. Именно поэтому много усилий было приложено Яном для перевода Библии на чешский язык, что сделало её доступной для широких слоев населения. Он проповедовал на родном языке, писал на нем книги и песни, которые широко расходились в народе. Несомненно, наличие Библии на чешском языке внесло значительный вклад в дело духовного возрождения народа. Возросший авторитет и влияние Яна Гуса привели к тому, что он стал восприниматься Папским престолом как злейший враг и существенная угроза власти Папы Римского в Богемии. В 1409 году Папа издал указ, который позволил архиепископу пражскому, противнику Яна, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, а все подозрительные книги собраны и сожжены.

Это было предзнаменованием той участи, что впоследствии постигла и самого автора этих книг. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была и Вифлеемская. Гус отказался выполнить приказ и продолжил свою проповедническую и просветительскую деятельность.

В 1412 году началась продажа индульгенций антипапой Иоанном XXIII с целью организации похода против другого папы Александра V. После того, как Ян Гус высказал свое мнение против индульгенций и против права иерархов сражаться, Иоанн наложил на Яна Гуса интердикт — запрет на все церковные действия и требы. Это означало, что во всех храмах города запрещалось крестить, венчать, хоронить и проводить любые другие повседневные церковные служения. Чтобы интердикт не распространился на всю Прагу, Ян Гус переехал в Южную Чехию, в город Краковец, где дворянство не подчинялось решениям папы. Собственно, в Краковце Ян Гус и продолжил открытую критику как церковной, так и светской власти.

В 1414 году в городе Констанце проходил XVI Вселенский Собор, который преследовал одну цель — прекратить Папский раскол. В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.

Изначально Ян надеялся представить на рассмотрение собора свои взгляды, по которым он расходился с официальной церковью. Но вместо этого Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали отречения от своих еретических взглядов и покаяния. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю». Более полугода продолжалось заключение Яна Гуса и рассмотрение его дела. Он понимал, что выйти из этого заточения ему суждено только на казнь. Жестоко страдая и физически, и морально он, тем не менее, не поколебался в своей твердости отстаивать истину. Не раз ему предлагали возможность прекратить свои страдания и избежать грядущей казни, просто отказавшись от своих слов и убеждений. Но для него следование истине было важнее самой жизни.

6 июля 1415 года Гусу был зачитан приговор, по которому, если он не отречется от своих взглядов, его отправят на костер. И в этот раз перед лицом своих обвинителей он заявил: «Не отрекусь». После этих слов он был лишен сана священника и сразу же казнен. Но это был поистине тот случай, когда даже смерть не смогла что-либо изменить и остановить начавшееся движение. И вновь исполнилось слово, сказанное Иисусом Христом: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 12 глава, 24–25 стихи).

По материалам ВиО СПБ