Город Кронштадт, расположенный на острове Котлин, был основан в 1704 году. Днем его рождения считается 7 (18) мая — день, когда была освящена крепость, называемая Кроншлот. До этого времени остров Котлин служил границей между Новгородской республикой, а затем Россией, с одной стороны и Швецией — с другой. В 1703 году Петр I начал возводить на нем крепость.
С самого своего основания Кронштадт был портовым городом, и это во многом повлияло на его многонациональность. Здесь жили военные — флотские и армейские, среди которых были не только русские, но также представители разных наций и вероисповеданий; среди гражданского населения преобладали купцы, моряки, семьи военнослужащих. Особенность Кронштадта как города-крепости и порта во многом определяла и строй его религиозной жизни. В XVIII–XIX вв. в городе были представители не только различных вероисповеданий, но и разных христианских конфессий — здесь можно было встретить православные, католические, лютеранские, старообрядческую и англиканскую церкви.
Немало представителей всевозможных христианских конфессий было среди выдающихся мореплавателей, связанных с Кронштадтом, чьи имена остались на страницах истории не только России, но и всего мира. Одним из таких людей был адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, возглавлявший экспедицию на кораблях «Восток» и «Мирный», в результате которой была открыта Антарктида. Он был лютеранином по вероисповеданию и почетным прихожанином церкви Св. Елизаветы, а его жена Анна Дмитриевна была православной.
Православной веры придерживался и великий русский флотоводец, адмирал Федор Федорович Ушаков, чья служба также проходила какое-то время на берегах Кронштадта. Он был очень набожным человеком, и остаток своей жизни провел вдали от светских гуляний и придворных интриг.
Иван Федорович Крузенштерн, российский мореплаватель и адмирал, совершивший первую русскую кругосветную экспедицию, принадлежал к остзейскому дворянству, которое на протяжении нескольких веков придерживалось католической церкви, а в XVI в. перешло в лютеранство. Сын Ивана Федоровича Александр, будучи выпускником Царскосельского лицея и сотрудником министерства иностранных дел, в 1840 году был назначен представителем генеральной консистории евангелических исповеданий — высшего коллегиального органа управления евангелическо-лютеранскими консисториями Российской империи, созданного Александром I в 1819 году для объединения всех протестантских церквей на территории Российской империи.
В Кронштадте были представители и Евангельской деноминации. Так в начале XX века собрания евангельских христиан насчитывали около 250 человек. Евангельская Церковь вела активную социальную жизнь, занимаясь благотворительностью и помогая незащищенным слоям населения.
Но в XX веке со всеми изменениями, пришедшими в жизнь нашей страны, пришли перемены и в жизнь церквей и всех верующих людей. Многие церкви, многие христиане столкнулись с противостоянием, гонениями, потерями, а какие-то церкви и вовсе ушли в небытие. К началу перестройки и возрождения церковной жизни в России в Кронштадте не оставалось ни одного действующего храма, ни одного пригодного для богослужения церковного здания. Какие-то постройки уцелели, но были значительно разрушены или перестроены. Население Кронштадта, подавляющее большинство которого составляли военнослужащие, не было знакомо ни с христианской верой в целом, ни с традициями отдельно взятых культур.
Но через годы испытаний Кронштадт сохранил свою удивительную особенность вмещать разные культуры, разные народы, разные конфессии. В течение 20 лет в Кронштадте восстанавливаются храмы и церкви, возрождается духовная культура населения. Возрождается и Евангельская община. Церковь «Новый Завет» в Кронштадте появилась сравнительно недавно, но ведет активное социальное служение, помогая нуждающимся найти ответы на многие вопросы. Церковь направлена на работу с семьями, молодежью, на помощь людям в различной зависимости, людям без определенного места жительства и людям в трудной жизненной ситуации. Посетить служение может любой человек, независимо от его социального статуса, возраста и пола — двери открыты для всех.
Собрания проходят каждую субботу в 16:00 по адресу:
пр. Ленина, д. 16 а («Гостиный Двор», 3 этаж, вход через магазин автозапчастей).
Церковь «Новый Завет» — церковь, где каждый — часть семьи!
Ксения Березовая