От печали до радости

Ot-pechali-do-radosti

Словно отдельные мозаичные пазлы складываются в памяти моей собеседницы события жизни в оккупации, обретая вид целостного и трагического воспоминания под названием «война». Ветеран Великой Отечественной войны Евгения Алексеевна Козьякова в полной мере испытала, что такое голод и холод, скитания на родной земле. Но тяготы военного времени многому ее научили и сделали крепче духовно.

Война настигла 12‑летнюю Женю внезапно. Не прошло и месяца с момента ее начала, а немцы уже пришли в родную деревню девочки — Большие Березницы Ленинградской области. Отец ушел на фронт, Женя осталась с мамой и младшим братом. Населенный пункт, где они жили, несколько раз переходил из рук в руки. То полгода там квартировались неприятели, то приходили и отбивали деревню наши части. Но все равно Большие Березницы постигла печальная участь — деревня сгорела дотла. Пришлось Жениной семье перебираться в другое место. Так начались вынужденные скитания, во время которых девочке было нелегко и морально, и физически. Впрочем, страдание было общим, народным, надо было выживать, и Женя старалась изо всех сил.

Евгения Алексеевна вспоминает, как немцы поставили пулемет в здании поместной православной церкви и оттуда расстреливали наших бойцов. Пришло время эвакуироваться. Сначала на повозках, запряженных лошадьми, потом на поезде, в народе именуемом «кукушкой». Евгения Алексеевна припоминает, как ее охватили смятение и страх, когда вагоны сошли с рельсов и стали падать. Ей повезло, она не пострадала. В панике она потеряла маму и побежала ее искать. Наконец, они встретились и уже не расставались.

Спасенные в аварии люди превратились в беженцев и стали продвигаться без сопровождения военных, самостоятельно, останавливаясь передохнуть на тех участках, где была вода.

Прятаться от бомбежек приходилось в непроглядной чаще леса, куда, по словам Евгении Алексеевны, и солнце-то не проникало.

Мы старались редко выходить на узкоколейку, чтобы не быть мишенью для прицельного огня сверху. В лесу встречали наших солдат, попавших в окружение, которые хоть как-то ориентировали беженцев в том, чтобы те не ходили туда, где было скопление немцев.

Полтора месяца лесной жизни вконец измотали людей, и они вновь попали во вражеский стан. Однако немцы на этот раз проявили гуманность — покормили беженцев, и велели отправляться домой. Абсурдность ситуации заключалась в том, что возвращаться было некуда, поскольку этот самый дом захватчики уничтожили. Скитания продолжились.

Наконец, началось наступление наших войск. Под натиском «Катюш» немцы отступали. Наша Женя попала в армию и уже выполняла ответственное задание — добывала коров на территории Восточной Пруссии для восстановления уничтоженного на родине поголовья. Под Кенигсбергом девушка научилась по-настоящему доить буренок и ухаживать за ними. Именно там Женя узнала, что война закончилась. Она так привыкла к беспокойной жизни, что с трудом поверила в радостную весть. А это была правда, солдаты, сообщившие новость, не обманывали. Начиналось новое, мирное время. На родину Женя возвращалась 6 месяцев, сопровождая поголовье из 120‑ти коров — отличное вливание в истощенную послевоенную экономику. Этот труд 16‑летней девушки не был тщетным и не остался без внимания государства. Заслуги Евгении Алексеевны перед Отечеством приравнены к заслугам участников войны, ей присвоен статус ветерана и она награждена несколькими юбилейными медалями.

Оглядываясь на пройденный путь, Евгения Алексеевна уверена, что всегда была хранима Богом. «Моя мама была верующей, она очень любила Иисуса Христа с самого детства», — говорит моя собеседница. Осознанно она покаялась уже в мирной жизни, во время испытаний личного характера, и с тех пор не оставляет Господа, постоянно читает Библию. Евгения Алексеевна — счастливая мама и бабушка, ее любимый внук стал пастором. Она с восторгом отзывается о его многодетной семье. А еще признается, что бесконечно любит всех своих родных и близких, и они отвечают тем же. Ее сердце, прошедшее через горнило военных лет, сегодня наполнено радостью и верой. Евгения Алексеевна в своем почтенном возрасте способна вдохновлять молодых, ведь ей известен истинный источник жизни и вдохновения.

Беседовала Елена Рубцова