Пасха и последующий за ней Исход в самые разные времена были переломными моментами истории. Когда евреи вышли из Египта, весь Восток пришел в движение, уже никто не жил как прежде. Укрепленные города и кочевники в шатрах следили за этим великим переселением. После распятия Христа, этого жертвенного Агнца, политики и военачальники Римской империи уже не могли противостать падению. Пасха — всегда жертва, исход — всегда избавление, освобождение.
Пасха Исхода
Еврейское слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, праздник Пасхи, а с другой — праздничную жертву, пасхального агнца. Это слово получило смысл «перескочить через что-то», «оставить нетронутым». Когда Господь в Египте поражал первенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исход 12:13). Об этом событии и должна напоминать евреям Пасха.
Пасха, во время которой умер Иисус
Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус умеp 14 нисана, в канун Пасхи (Ин 19:14), как истинный жеpтвенный Агнец, у котоpого ни одна кость не была сломана (ст. 36); 13 же нисана Иисус в последний pаз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1). Его погpебение пpоизошло вечеpом 14 нисана до наступления субботы, которая названа «великой» (Ин 19:31), очевидно, потому, что в тот год пpаздник совпал с календарной субботой. В таком случае утpо воскpесения соответствует пеpвому дню недели (Ин 20:1), когда пpиносились первые плоды нового урожая. Апостол Павел свидетельствует, что Хpистос был заклан за нас как пасхальный агнец (1 Коp 5:7) и воскрес как пеpвенец из умерших (1 Коp 15:20,23) .
Воскресение Иисуса, Иисус воскрес
В свидетельствах евангелистов перед нами — общий сюжет рассказов о том, что увидели женщины ранним утром (Мк 16:1–8; Мф 28:1–8; Лк 24:1–11). Пришедшие к гробу женщины находят его пустым. Они слышат слова ангела о том, что Иисус воскрес, им поручается известить учеников о предстоящей встрече с Воскресшим в Галилее.
Матфей сообщает об откровении Воскресшего на горе в Галилее, Марк повествует о явлениях Господа в Галилее в период от Пасхи до Вознесения. Лука говорит об учениках, шедших в Еммаус (Лк 24:13–35), о явлении Воскресшего вечером пасхального воскресенья в кругу учеников (ст. 36–49) и о Его прощании с ними (ст. 50–53). В Деянии 1:1–12 также упоминается о том, что Иисус «в продолжение сорока дней» после Своих крестных страданий являлся апостолам.
Бог воскресил Иисуса из мёртвых, тем самым оправдав Его и показав всему миру, что Иисус — подлинный Мессия. Через воскресение Иисуса Христа мы переходим из состояния духовной смерти в сферу жизни Христа (Еф 2:5 и след.). Тот, кто обрёл существование во Христе, становится новым творением (2 Кор 5:17). Бог воскресил Его «для оправдания нашего» (Рим 4:25). Кто верою приобщается к жизни воскресшего Христа, «перешёл от смерти в жизнь» (Ин 5:24).
Использована информация
из Библейской энциклопедии Брокгауза