Ребята, а что вы здесь делаете?

delo2

Однажды, во время прохождения срочной воинской службы в рядах военно-строительных войск, один из служивших со мной уголовников задал вопрос, который впоследствии мне задавали довольно часто.

- Слышишь, Антоха, - спросил он меня. - А тебе твоя вера пить позволяет?

- Нет, - ответил я.

- А курить?

- И курить нельзя.

- А хоть по девкам-то можно? - с тоской спросил он.

- И по девкам нельзя, - сказал я.

- Слушай, а зачем тогда жить? - обреченно промолвил он.

Впоследствии меня спрашивали об этом десятки раз. Формулировали по разному, но суть сводилась к одному: что такой молодой и неглупый парень делает в церкви? Пока ты молод, надо пить и гулять, наслаждаться жизнью, а не поститься и молиться". Сегодня, когда треть волос в моей бороде поседела, таких разговоров со мной никто не заводит, зато начинают спрашивать моих детей. В какой-то момент мне захотелось разом объяснить всем интересующимся, что же молодые девчата и парни делают в церкви и христианстве.

Первое, о чем хочется сказать, церковная молодежь самодостаточная и умная. Есть такая точка зрения, что только те, кого отовсюду гонят, с горя подаются в христианство. Представлять церковь, как пункт сбора убогих и дефективных очень удобно, можно объяснить самому себе, почему меня там нет, и никогда не будет. Но только церковь никогда не была такой, даже в годы самых страшных гонений. Посмотрите на лица российских подвижников от Сергия Радонежского и Серафима Саровского, до Иоанна Кронштадского и Александра Меня. Зайдите в любую нормальную общину, и вы увидите там людей всех возрастов, с умными и красивыми лицами.

Во-вторых, хочется разрушить еще один миф, который звучит так: если молодая девушка или парень пришли в церковь, то это только от несчастной любви. Естественно, в любой общине есть определенный процент прихожан, попавших туда в результате личных драм и трагедий, но обычно их возраст уже переваливает за тридцать, а за плечами у них по два - три развода, и назвать их молодежью язык не поворачивается. А у церковной молодежи, как, впрочем, и у любой другой, биография чистая, как лист белой бумаги. У них все еще впереди, и любовь, и дружба, и печали и радости.

Третий аргумент, который приводят критики, звучит так: вся молодежь, стоящая на церковной службе, приведена туда верующими родителями! И это единственная мысль, которая хотя бы отчасти соответствует действительности, но только отчасти. Я, например, пришел в церковь, когда мне едва исполнилось 17 лет, и на тот момент мои родители были далеки от христианства. Это был мой свободный осознанный выбор, и таких, как я, довольно много, процентов пятьдесят.

Но можно уверенно утверждать одно: пришедшие в церковь люди остаются там в результате осознанного и свободного выбора, а не потому, что так сказали папа с мамой. Родители много чего говорят, да только те, кому от 16 до 26 лет, не всегда их слушают.

Четвертая версия наиболее циничная: церковь - это бизнес и там все за деньги! Старушки жертвуют последние копейки, а молодые и ушлые карьеристы прекрасно живут на эти средства. Когда я слышу такие разговоры, я обычно говорю: «Скажите это моему первому епископу»! Он был в церкви с юных лет, но вместо кучи денег и карьерного роста его вера принесла ему два тюремных срока. Причем сидел он не в Саблино, а на Магадане, и в Коми АССР на строгом режиме, в общей сложности отсидел более 16 лет по советским лагерям. Таких как он в церкви тысячи, и все они наглядно подтверждают простую мысль: если нужно быстро заработать большие деньги, то церковь не то место, где это можно сделать.

Однажды, сидя с друзьями за церковной трапезой, мы случайно заговорили об одном из регионов Казахстана. Одна прихожанка сказала, что училась там в детстве, а другая, чуть постарше, опустив глаза сказала, что ездила туда еще во времена Советского Союза. "По турпутевке?» - спросили ее. «Нет, - ответила она, - мой папа сидел там за веру, и мы с мамой ездили его навещать". Этот человек давно умер, но его дети и внуки счастливы и служат в церкви. И если сказать им, что церковь это бизнес, они просто улыбнутся в ответ.

Но если говорить не о мифах, а о реальных причинах, побуждающих молодых людей приходить и оставаться в церкви, то их будет несколько. Первое – это огромное количество эмоций и впечатлений. Да, да, я не оговорился, именно впечатлений. Их будет много, если активно участвовать в жизни общины, а не просто приходить на службу время от времени. Причем впечатления и эмоции могут быть самими разными, от творческих до самых экстремальных. Ведь христианская молодежь - это движущая сила не только музыкальных, театральных и художественных служений в церкви, но и таких проектов, как реабилитация наркозависимых и служение бездомным. Попробуйте пожить недельку в центре реабилитации для наркозависимых, вы получите такой выброс адреналина, что вам позавидует любой экстремал!

Но главная и самая глубокая причина, по которой молодежь приходит, а главное остается в церкви, это обретение мира с Богом и смысла жизни через служение Ему. Существует мнение, что смысл жизни обретают под старость, совершив массу ошибок, превратив жизнь в руины и вплотную приблизившись к финалу.

Но если мыслить логически, то смысл жизни лучше всего искать смолоду, ведь зная, в чем он состоит, можно прожить жизнь так, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".

Поиск смысла жизни актуален и в семнадцать и в семьдесят семь.

И, в конце концов, нужно задать себе вопрос: почему молодые люди, которым по возрасту положено гулять, плясать и делать разные глупости, идут в церковь, служат Богу, живя в чистоте и святости? Может они находят что-то большее, чем дискотеки, наркотики или алкоголь. Значит, есть что-то, а точнее, Кто-то, за Кого не жалко не только положить молодость, но и отдать всю свою жизнь.

Я провел свою юность в церкви и ни секунды не жалею об этом. Большинство мальчиков из моего класса ушли из жизни в лихие девяностые, судьбы девочек тоже не сахар. На сегодняшний день большинство из них успели несколько раз выйти замуж и развестись. Сегодня многие из них полны горечи и сожаления, а у меня по милости Божьей здоровые дети, я в браке более двадцати лет, а главное я ни секунды не жалею о юности, проведенной в служении Богу. Она была веселой, шумной и радостной, а главное, о ней не стыдно рассказывать детям.

Антон Абрамов