Обычно журналисты не пишут о том, чего нет. Нет в пермском публичном пространстве праздника Рождества, а ведь мог бы быть. Примеры то сплошь и рядом, и не только западные. Во многих московских парках устанавливают скульптурные группы святого семейства, по-другому – рождественские вертепы. В прошлом году в парках Музеон, Таганский, Кузьминки прошли спектакли на библейскую тему. А в Измайловском рождественский вертеп был интерактивным, с живыми животными, которых можно было покормить. В пермском Парке Горького ничего такого не проводилось, и в этом году не планируется.
Рождественская мистерия известна в Западной церкви с XI века. Сначала это был обряд-богослужение, вертепное действо. Одна из самых давних традиций – Presepe Vivente – была введена в 1223 году в селе Greccio Франциском Ассизским. С тех пор на улицах Неаполя ежегодно можно увидеть драматическую визуализацию евангельских событий, связанных с Рождением Христа. В них принимают участие непрофессиональные актёры - местные жители.
Позднее, в Европе XVI века, появились кукольные театры. Они представляли собой деревянный переносной ящик, разделенный на два этажа – небо и земля. В небесной части располагались фигурки Иосифа, Марии, Младенца в яслях, ангелов, волхвов и домашних животных. В нижней части разыгрывали историю смерти царя Ирода. Куклы приводились в движение благодаря проволокам, а некоторые вертепы были механизированы.
До сих пор во многих парках западных стран устанавливают фигуры святого семейства. Однако этот факт вызывает сегодня горячие споры. Так, в 2013 году окружной парк чикагского городка Арлингтон Хайтс отклонил пожертвование жителя на установку Рождественского вертепа. В калифорнийском городке Санта-Моника городской совет прервал 60-летнию традицию выставлять в одном из парков рождественские скульптуры. А в 2012 году мусульмане, занимающие большинство в муниципалитете датского города Коккедал, проголосовали против установки рождественской ели. В результате дети коренных жителей датского городка остались без традиционного символа.
Под давлением атеистов и исламистов Рождество уходит из публичного пространства западных стран. Эти традиции ещё как-то сохраняются в странах с преобладанием католического населения. В остальной Европе, отказавшейся от христианских корней, скульптурные композиции святого семейства убирают из парков. В то же самое время в России эти традиции набирают всё большую популярность, и, что характерно, помимо народных гуляний, сценарии праздников содержат евангельскую тематику.
В прошлом году посетители парка Кузьминки немало были удивлены скульптурной композицией, рассказывающей о рождении Христа. Фигуры были в натуральную величину, подсвечены тёплым светом Вифлеемской звезды, а некоторые детали даже двигались.
В российской провинции пока не встретишь святого семейства ни в общественных парках, ни рядом с церквями. Судя по тем комментариям, которые мы получили, это связано в большей степени с финансовыми затратами.
Публичное выражение веры говорит о свободе вероисповедания. Жаль, что эта свобода ограничена бюджетами. Что ж, ещё один повод обратить внимание благотворителей.
Андрей Дербенев
источник: http://vk.com/veraiobcestvo