Южная Корея, которая олицетворяет собой динамичный рост, объята огнем веры. На этой неделе Папа Римский Франциск проведет там пять дней и благословит 124 ранних мучеников. Визит приурочен к азиатскому Дню молодежи. Около 5,4 миллионов человек из 50-миллионного населения Южной Кореи католики. Более 9 млн являются протестантами разных направлений. Члены миллионной церкви полного евангелия «Йоидо» составляют самую большую церковь пятидесятников в мире.
Азия в основном являет собой каменистую почву для христианства. Испанское господство оставило след на Филиппинах, распространив здесь католическую веру, но в Корее не все так просто. В 18 веке представители интеллектуальной элиты узнали о католицизме в Пекине и привезли это учение на родину. Конфуцианские монархи, не терпящие никаких посягательств на верность трону, беспощадно казнили первых новообращенных – отсюда все эти мученики – поставив Корею на четвертое место в мире по количеству святых. Протестантизм пришел позже и продержался дольше. К 1880 году Корея открылась, и в основном американские миссионеры сделали два дальновидных шага: открыли первые современные школы, в которых было разрешено обучаться девушкам, и издали Библию с использованием хангыль, корейского алфавита, который в то время считался слишком простым, литературная элита Кореи относилась к нему надменно, предпочитая китайские иероглифы (После получения независимости от Японии в 1945 году Корея стала использовать хангыль в качестве официальной письменности. – Прим.перев.).
Таким образом, посеянные семена веры оставались в зародышевом состоянии в период аннексирования Кореи Японией (1910-1945), но после него начали буйно прорастать. Последствия японского завоевания нарушили основы конфуцианской и буддистской веры: корейцы теперь могли понять страдания Израиля в Ветхом Завете. Тем не менее, к 1945 году только 2% корейцев были христианами. Недавний взрывной рост сопровождался ростом экономики. Протестантская этика Вебера: для консервативного большинства мирской успех ассоциируется с Божьим благословением. Но Корея также развила свою собственную теологию освобождения (minjung) для бедных и угнетенных.
Сегодня 23% жителей Южной Кореи буддисты и 46% не исповедуют никакой веры. Представляет ли это возможности для роста христианства, или это начало секуляризации? В 2012 году только 52% заявили о своей религиозности, по сравнению с 56% в 2005 году. Но сейчас по всему миру идут корейские миссионеры: больше миссионеров посылает только Америка. Корейские христиане были захвачены в Афганистане, обезглавлены в Ираке, были остановлены во время пения гимнов у своего посольства в Йемене. Многие под прикрытием проповедуют в Китае. Некоторые с риском для жизни помогают северокорейцам бежать. У других более грандиозные амбиции распространять христианство на севере.
В дни японского господства Пхеньян был очагом протестантизма, и теперь некоторые вернулись туда, основав в Пхеньяне Университет науки и технологии, который с 2010 года обучает будущую элиту Северной Кореи, строго соблюдая требования обучать без проповеди. Учитывая энергию и упорство корейских христиан, наверняка сбудется пророчество о том, что однажды Пхеньян будет выглядеть так же, как Сеул – с неоновыми крестами, вознесшимися над городом.
The Economist, by A.F.C, 12 августа 2014 года
Перевод Ирины Литвиновой, печатается в сокращении.
Источник: http://novizavet.ru/aktualno/yuzhnaya-koreya-khristianskaya-strana.html