ЦЕРКОВЬ ДЛЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА

big gorod

Все едут в мегаполисы. Если вы с этим не согласны, то поговорите с соседями и знакомыми – они наверняка уже собираются в Москву, Санкт-Петербург или в города поменьше, но все же насчитывающие более миллиона жителей: Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород. Учиться, жить, на заработки – причины могут быть разными, но все больше россиян перемещаются в большие города.

Статистика неумолима: если в 2009 г. в мире насчитывался 21 город с населением 10 миллионов и более, то в 2025 г. их будет 29. А в 1975 г. мегаполисов было всего три: Токио, Нью-Йорк и Мехико. И эти гиганты, как пылесосом, втягивают в себя жителей, запуская эффект домино и в других городах: они также растут, выкачивая людей из деревень и поселков. К 2050 г. доля городского населения вырастет до 86% в развитых странах, и до 66% в развивающихся. В городах-многомиллионниках в 2010 г. проживало 38% всего населения. Урбанизация, дамы и господа! А церковь? Традиционно она ориентировалась на маленькие города и деревни. Сама литургия, затрагиваемые темы, церковные служения, квалификация персонала и даже время собраний ориентированы на население небольших городов. Мы привыкли служить в маленьких городах, у нас мышление маленьких городов, а если вдруг нас занесет в город побольше, мы будем повторять там те же модели, что и раньше, явно неэффективные в новых условиях.
Но нас туда и не заносит, скажем честно. Количество церквей на душу населения в больших городах составляет, при самых оптимистичных подсчетах, не более одной церкви на 10 000 – 50 000 человек, а количество евангельских верующих составляет от 0.5 до 1.5% от всего населения. Возникает парадоксальная ситуация: мы не представлены там, где мы более всего востребованы. Именно там, где обитает вся политическая, интеллектуальная, культурная элита, именно там, где больше всего перспективной и целеустремленной молодежи, нас меньше всего. Разумеется, нужно заботиться обо всех, в том числе о пожилых людях в вымирающих деревнях, к которым мы ездим с миссионерскими поездками. Но будет недальновидно, если церковь не воспользуется возможностью проповедовать в местах, где представлены все группы, и откуда Благая Весть может распространиться с еще большей силой. Мы должны мыслить стратегически.
Ну, хорошо, допустим, мы согласимся, что «нужно идти в большие города». Но если мы подойдем к этому делу самоуверенно, то потерпим неудачу. Во-первых, знаем ли мы тех людей, куда идем? Что их действительно беспокоит? Как они проводят свое свободное время? Каковы их надежды и мечты? Во-вторых, знаем ли мы, как достичь тех, к кому мы идем? В каком виде они лучше всего воспринимают информацию? Что привлечет их к вам, а что оттолкнет? Какие методы абсолютно неприемлемы?
По сути, это вопросы, которые должен задавать себе любой уважающий себя миссионер. Так уж получается, что мегаполис – это новое миссионерское поле. И мы должны хорошо подготовиться к тому, что встретит нас там. Кое-что мы все-таки знаем. Например, знаем, что мегаполисы – это средоточие людей с достатком выше среднего (в России возможно говорить о семьях с доходами от 70 тысяч и выше). Зная что-то о среднем классе, мы фактически знаем о большой части жителей мегаполиса. Они очень много работают, но выходные обычно проводят с семьей или друзьями; также у них есть какое-то хобби, зачастую это спорт. Они периодически бывают на отдыхе за границей. Они привыкли к хорошему сервису и часто требуют большего. Они, конечно, являются активными пользователями социальных сетей и подолгу находятся в интернет-пространстве.
Они устали от навязчивой рекламы и постоянной бомбардировки информацией, и поэтому скептически относятся к еще одному рекламному листку или объявлению. Порог их внимания снижен, и им сложно воспринимать долгие отрезки информационных
сообщений.
Что касается ценностей и глубинных психологических установок, то представители мегаполиса ищут качества и новизны, но, в то же время, в их жизни есть ностальгия по приватному общению, по тесным связям между людьми. В огромном городе отгородиться от толпы все сложнее, поэтому встречи с друзьями или значимыми людьми сводятся к минимуму. Вообще для представителя мегаполиса поехать куда-то лишний раз – не самая привлекательная альтернатива.
Вместе с тем, многие представители мегаполиса сами организуют какие-то сообщества по интересам или участвуют в них. Большое внимание в последние годы уделяется различным проектам помощи нуждающимся, социальным проектам. В этом смысле финансовое благополучие создает условия для того, чтобы человек, после восполнения всех своих первичных потребностей, мог осознать, что чего-то в его жизни все-таки не хватает. Стремление иметь связь с окружающими на разных уровнях – это, пожалуй, одна из базовых потребностей представителя среднего класса в мегаполисе.
Если следовать выводам социолога Абрахама Маслоу, то существует и еще одна потребность, до которой человек иногда не доходит: самоактуализация, т.е. раскрытие своего потенциала, осознание своего места и попытка выразить это в своей жизни. Хотя самоактуализация не тождественна духовному поиску, кажется, что эти два понятия достаточно близки друг другу.

Конечно, у Евангелия нет границ и ограничений, как нет и предпочтений. Спасется любой, «кто призовет имя Господне». Ни одна жизнь не является более ценной для Бога, независимо от социального статуса, финансового положения или образования. Но где еще,
кроме мегаполиса, вы можете проповедать Евангелие депутату парламента, продюсеру большой телекомпании, кинозвезде, знаменитому художнику, композитору или исполнителю?
Они нуждаются в Благой Вести в той же мере, что и дети-сироты, пожилые люди, бомжи, наркозависимые и инвалиды. А если вы хотите служить обездоленным, то в мегаполисе их гораздо больше, чем в любом другом городе. Это – государство в государстве.
Добро пожаловать на новую миссионерскую ниву!

Илья Колмагоров