Не так давно я познакомился в христианской периодике со статьей, которая касалась спорного деноминационного вопроса.
Часть статьи рассматривала расторгнутый брак известного служителя, семейные проблемы которого вынудили его оставить служение. Стиль статьи не был недоброжелательным или сенсационным. На самом деле, это был компетентный плод журналистики. И тем не менее, это оставило у меня негативное впечатление. Я обнаружил, что задаюсь вопросом: «Что Господь думает о такой статье?»
В свою очередь это привело меня к более общему вопросу: «Насколько приемлемы для Господа стандарты современной журналистики – особенно когда один из служителей Господа пишет о другом служителе?». На самом деле, я не очень ожидал получить ответ, но Дух Святой особым образом освятил в моем разуме слова Давида во 2-ой книге Царств:
«Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте (англ., «не публикуйте, не оглашайте это») на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных» (2 Царств 1:20).
Фраза «не публикуйте» (не оглашайте) похоже была применима именно к тому вопросу, о котором я размышлял: придание публичной огласке информации через средства массовой информации.
ОТНОШЕНИЕ ДАВИДА К САУЛУ.
В Новом Завете Давид упоминаем, как «муж по сердцу Бога» (Деян. 13:22). Тем не менее Писания ветхого Завета содержат описания некоторых аспектов характера и поведения Давида, которые весьма далеки от превосходных, особенно в описании того, как он имел дело с Вирсавией и Урией. Явно, что были позитивные аспекты, которые более чем перевешивали негативные и вели к Божьему одобрению Давида.
Возможно, никакой другая сторона характера и поведения Давида не была более восхитительна, чем та, которая раскрыта в его взаимоотношениях с царем Саулом. Саул использовал свое положение царя для того, чтобы не справедливо угнетать Давида. Он с удовольствием лично помогал Давиду в его уникальном подвиге на поле брани, но стал безумно ревнив к репутации, которую Давид приобрел свои победами. Потерпев неудачу в своей первоначальной попытке убить Давида, Саул вынудил его стать беглецом и преследовал его со смертельной ненавистью. В конце концов, Давид был вынужден искать убежища у врагов Израиля, филистимлян.
Дважды Давид оказывался в прекрасной позиции для того, чтобы отомстить Саулу убив его, но каждый раз он отказывался сделать это. Его собственные последователи считали, что эти возможности были дарованы ему Господом и принуждали Давида не упустить их. Однако, Давид отвечал, раскрывая суть его отношения к Саулу: «Кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?» (1 Царств 26:9).
Давид никогда не относился к Саулу лишь как к личному врагу, ни как к человеку, злодеяния которого заслуживали суда. Прежде всего он видел Саула как «Господня помазанника» — человека, которого Бог в Своей суверенности отделил для Самого Себя, в качестве лидера Своего народа, выделенного священным помазанием елея, произведенным Самуилом. Отношение Давида к Саулу было в конечном счете обусловлено его отношением к Господу. Он отказывался атаковать Саула, потому что он отказывался пренебрегать Господним помазанием.
Даже когда, в конце концов, Саул встретил свою смерть в битве с филистимлянами, Давид не радовался услышав, что его враг наконец был смещен и открылся путь для него для того чтобы стать царем.
Скорее он был обеспокоен тем отношением, которое бесславная смерть Саула могла возбудить по отношению к Господу и Его народу. Он сразу же представил себе нечестивое веселье, которое такое известие могла произвести между врагами Израиля. В глазах Давида, бесчестие Бога и Его народа намного более значило, чем его личное утверждение или продвижение.
ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАН ДРУГ К ДРУГУ.
Отношение Давида к Саулу делает нам, как христианам, вызов, который мы не можем проигнорировать. Многими способами Новый Завет подтверждает принцип, проиллюстрированный отношением Давида к Саулу: Наше отношение к Богу будет определять наше отношение к Его служителям. Мы не можем по-настоящему почитать Бога и в то же самое время бесчестить Его служителей, даже если мы видим стороны их характера или поведения, которые далеки от прекрасных.
Павел делает этот принцип ясным, когда он говорит: «Повинуясь друг другу в страхе Божием» (Ефесянам 5:21). Мы обязаны поддерживать смиренное отношение к окружающим нас верующим, не обязательно потому что они правы или мудры или святы, но просто потому что они люди, которых избрал Христос и выкупил для Самого Себя неизмеримо великой ценой Своей Собственной крови. Если позволим сами себе стать надменными или критичными по отношению к другим верующим, мы будем виновны в непочтительности по отношению ко Христу. Мы не можем по-настоящему почитать бога и бесчестить Его народ.
Как мы видели, этот принцип имеет свои корни в Ветхом Завете. Во 2-ом Царств 7:14 Бог называет Своими тех людей, которые «зовутся Моим именем», или более буквально те «на ком нарекается имя Мое». Свои это чудо Божественной милости: когда Бог избирает людей для Самого Себя, Он помещает Свое Собственное имя на них. Таким образом, Он становиться постоянно отождествляется с ними в глазах всего мира. Когда однажды Бог поместил Свое имя на своих людей, все, что бесчестит их, непременно бесчестит имя Самого Бога. Мы не можем разделить это; мы не сможем сочетать отношение почтения к Богу с отношением неуважения к людям Божьим.
ОСУЖДАЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ.
Часто неуважительное отношение к служителям Божьим содержит в себе тенденцию к осуждению их. В 14 главе послания Римлянам Павел предостерегает нас от принятия подобного осуждающего отношения к другим верующим. Он спрашивает: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Римл. 14:4). Вопрос скорее в том, прав другой верующий или нет, но в том, наше ли это дело судить его. Если он подотчетен Господу, а не нам, в таком случае только Господь может и будет судить его. Для нас принятие роли судьи в таком случае слишком самонадеянно и подводит нас, в свою очередь, подлежащими осуждению Божьему.
Это проливает свет на жизненно важный Библейский принцип, который по-видимому игнорируется многими христианами сегодня. В том случае, когда человек подотчетен нам, мы имеем и право и обязанность судить его в тех сферах, в которых он подотчетен. В случае если человек не подотчетен нам, мы не имеем права судить его. Для нас принятие осуждающего отношения в таком случае делает нас виновными в занятии не своим делом что не по Библии.
В двух особенных отрывках послание Иакова дает нам те же самые инструкции. В 4 главе мы читаем: Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак. 4:11-12).
В 5 главе мы снова читаем: Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей (Иак. 5:9).
Иаков предостерегает нас «не злословить» и не «сетовать друг на друга». Многие христиане придают этим стихам такое значение, что мы не можем говорить или жаловаться друг на друга, если мы не говорим о них правду. Но это не то, о чем, на самом деле, говорит Иаков. Он говорит, чтобы мы не говорили или жаловались друг на друга вообще! Иаков не пишет об исключениях, когда мы можем говорить или жаловаться на других христиан, даже если то, что мы хотим сказать это истина.
В каждом из процитированном отрывках Иаков представляет одну и ту же причину такого запрета. Он заканчивает первый отрывок такими словами: «Есть только Один Законодатель и Судья … а кто ты, судящий ближнего своего?». В конце второго отрывка он говорит более предостерегающее: «Судья стоит у двери». Смысл понятен: когда мы говорим или жалуемся на окружающих нас верующих, мы, возможно не осознавая этого, занимаем позицию судьи. Но пока мы не имеем Библейского основания для этой позиции, мы виновны в незаконном занятии чужой позиции. Во всяком случае наш грех превозношения в суде больший, чем грех, который мы осуждаем в человеке нами критикуемом.
Печально то, что религиозные люди обычно реагирует с большей охотой на негативное, чем на позитивное. Например, человек может быть верным служителем в собрании двадцать лет, исполняя все пастырские обязанности, и тем не менее получает немного внимания. Но пусть только этот самый человек совершит одну трагическую ошибку – такую как попадет в неправильные взаимоотношения с женщиной в своем собрании – и эта новость будет разнесена в каждый уголок страны за несколько часов. Почему мы находим более интересным говорит против других верующих, чем говорит за них?
Другой прискорбной, но имеющей длинную историю традицией среди религиозных людей является практика того, что один служитель утверждает свою собственную «приверженность» Писанию тем, что открыто атакует других служителей, которые видят вещи не так, как он. Это не правильно, даже если он точно представляет их понимание этого вопроса. Но слишком часто служитель, с такого рода отношением, судит несправедливо о понятиях того, кого он атакует. Скорее он делает некое «чучело», выставляя на показ только те взгляды другого служителя, которые он находит легкими для дискредитации, или представляя их в неполной или неточной форме. Затем он утверждает свою собственную теологию, доблестно набрасываясь на это «чучело». В том, что касается утверждения истины или содействия Царству Божьему, такие действия не делают в точности ничего. На самом деле, конечными результатами этого обычно становиться только вред.
В связи с этим, я обнаружил три важных принципа, исходя из многих лет личного опыта и наблюдений, а также из моих собственных ошибок.
1) Служение, которое основано на негативном отношении никогда не произведет позитивных результатов.
2) Если я преуспел в доказательстве заблуждения всех остальных, это ни в коей степени не доказывает мою правоту.
3) Лучшим методом для исправления ошибок является не атака на них, но скорее предоставление позитивной истины, которой им не хватает. Постоянная фокусировка на ошибках несет в себе тенденцию делать людей поглощенными заблуждением, скорее, чем истиной.
ПРОБЛЕМА С «ОТКРОВЕННОСТЬЮ».
В нашем отношении к другим верующим мы должны хранить себя от нездорового влияния мирской культуры. Одна из таких современных тенденций в средствах массовой информации является «говорить так, как оно есть». Часто это применяется к вопросу секса. В основе этого лежит философия, что мы должны представлять все аспекты человеческого опыта, и все позволительно, если оно есть на самом деле. Такого рода оправдания идут рука об руку с так называемой «честностью» или «откровенностью», которая подразумевает, что есть узко мыслящие «примитивные» люди, которые противятся этому и не хотят «говорить так, как оно есть».
На самом деле, это попытка замутить воду, для того, чтобы скрыть истинную суть. Суть не в том, будем ли мы «говорить все, как есть», но будем ли мы говорить это всем. В этом отношении Библия устанавливает стандарт, который имеет силу и сегодня. Это честный и открытый разбор всякого рода грех – включая сексуальный грех. Это устанавливает ясный стандарт в отношении извращений, блудодояний, гомосексульности и кровосмешения. Вдобавок, Библия представляет в Песни песней Соломона наиболее прекрасную литературную картину естественной сексуальной любви. Но это никогда не пересекает линию между «открытостью» и бесстыдством. Ни одно слово не ведет к стимулированию нечистоты или нездоровых желаний или образов. Библия никогда не понижает своих стандартов во имя «привлечения читателя». Я не вижу причин, почему посвященный христиане должны отмежевываться от этих ясных Библейских стандартов и покоряться вместо этого по сути языческим стандартам нашей современной культуры.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ХРИСТИАНАМИ.
Если мы принимаем Библейские принципы изложенные в этом изучении, они неизбежно повлияют на ваш подход, как христиан, к использованию средств массовой информации. Множество способов использовании средство массовой информации, которые приемлемы по современным мирским стандартам, не позволительны нам, как христианам. Мы управляемся по высшим стандартам, установленным в неизменных заповедях Писания.
В особенности мы не свободны в том, чтобы делать такие вещи:
1) Мы не свободны в том, чтобы атаковать или дискредитировать тех, кто также является служителями нашего Господа – даже если мы сильно не согласны с их представлениями или их доктриной.
2) Мы не свободны в опубликовании новостей – даже правдивых – которые отражают дисгармонию народа Божьего, если только делая это мы достигаем некоторого важного, позитивного результата, которые превосходит нарицания и не может быть достигнут никаким другим способом.
3) Мы не можем подчиняться мотивациям, которыми часто руководствуются мирские средств массовой информации. Сам факт, что какой-то пункт поможет «продаже» нашей публикации, способствует популярности нашей программы, или увеличивает количество слушателей или зрителей, не должен сам по себе определять наше использование этого пункта. Нашим конечным мотивом всегда должен быть содействие славе нашего Бога и чести Его имени. И мы не должны никогда забывать, что честь Божьего имени не может быть разделена с честью Его людей.
ПОВЕДЕНИЕ ТЕХ, КТО ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА СУД.
До сих пор мы рассматривали наше отношение к другим верующим, которые не находятся под нашей властью и кого, по этой причине мы не имеем права судить. Однако, для полноты данного учения мы должны также рассмотреть ситуации, в которых, в которых нам была Богом наделена власть над другими верующими. Вот некоторые примеры тех, кому были дана такая власть: старейшины в церкви в отношении членов, находящихся под их присмотром; управляющий совет миссионерской организации в отношении к миссионерам, которых они назначили и послали. В каждом из этих случаев, истинное применение надзора несет в себе применения суждения или суда. Когда кто-то становиться подотчетным нам, мы имеем и право и ответственность судить. Когда кто-то становиться подотчетен нам, мы имеем и право и ответственность употреблять суд в тех сферах своего поведения, за которые они подотчетны нам.
Если мы обнаруживаем себя призванными Богом употреблять надзор такого рода, то обычно существуют три последовательные фазы в нашем суде поведения. Первое, мы ответственны увидеть соответствующие стандарты поведения, которых мы придерживаемся. Второе, если эти стандарты не поддерживаются, мы ответственны осуществить коррекцию, а если необходимо, то и дисциплину. Третье, если в двух этих шагах мы потерпели неудачу в том, чтобы произвести необходимые изменения, мы ответственны проинформировать всех, в отношении того, что мы не поддерживаем тех, кто не может постоянно поддерживать требуемые стандарты поведения. В некоторых случаях, эта третья фаза может завершаться некоторым конечным дисциплинарным действием, таким как исключение из общения или увольнение.
Некоторые люди недавно предоставили моему вниманию ситуацию, в которой эти принципы надзора были применены в точности. Хорошо известный Библейский учитель, который возглавлял большую организацию, охватывающую своим служением всю страну, проинформировал тех, кто его поддерживал, что член его персонала (кто, как получилось, был членом его собственной семьи) был виновен в аморальности, и поэтому был освобожден от своих обязанностей и подвергнут дисциплинарному воздействию. Это сообщение является моделью того, как болезненная ситуация такого рода, должна быть развязана. Особенно я был впечатлен такими характеристиками этого сообщения:
Сообщение было пропитано чувством страха Господнего. Язык его был тщательно подобран. Сообщение говорило лишь то, что необходимо для показа на точную суть проступка; имена других, кто был причастен к этому не были открыты.
Библейский учитель сам смирено признал свою ошибку в произведении надлежащей пасторской заботы о штатном сотруднике, который совершил проступок.
Сообщение было распространено только среди тех кто, благодаря своему посвящению организации, имел законное право знать то, что имело место. Не предоставлено излишней возможности «дочерям филистимским» порадоваться.
Если бы этот Библейский учитель в данном случае попытался скрыть возникшую ситуацию, он потерпел бы неудачу в своей ответственности для многих христиан, ищущих от него руководства. Ограничив круг информации таким образом, как это сделал он, он «запечатал» ситуацию от дальнейших, неправильно мотивированных публикаций и свел вред к минимуму.
Когда я размышлял над этим случаем, то стала очень явна разница между правильными и неверными способами развязывания подобных ситуаций. С одной стороны, правильно для ответственного лидера дать такой отчет. С другой стороны, было бы неправильно для любого другого христианского лидера или группы получить подобный отчет, касающийся верующего, не находящегося под их властью. И еще более неправильно было бы то, если это было разнесено средствами массовой информации по «дочерям филистимским» — то есть, по неверующим, или даже верующим, которые не имеют законного права быть информированными.
В заключение, мы должны помнить, что Библейский принцип, лежащий в основе вопроса о правильности или неправильности публикации то, который мы обозначили с самого начала: честь Бога неразрывно связано с четью честью Его народа. Почтение Бога всегда производит почтение к Его народу, и особенно к поставленным Им лидерам. Оно никогда не позволит нам придать огласке – словами наших уст или через средства массовой информации – что-то, что излишне бесчестит Божий народ.
РЦ ХВЕ по материалам derekprincerus.wordpress.com