Я взглянул на море — тишь настала, И всё человечество стало глиной! (Эпос о Гильгамеше). Почти в каждой цивилизации есть легенды о большом потопе в древние времена. Эти легенды удивительно похожи между собой подробностями. В то время народы и континенты не могли вести культурный обмен как сейчас. Как же все они рассказывают одну и ту же историю?
Помимо убедительных археологических находок, глобальный потоп подтверждают более 500 повествований по всему миру. Истории о нем передаются поколениями даже там, где люди не видели океана. Следы сказаний с подобным сюжетом обнаружены в Австралии, Китае, Египте, Африке, Месопотамии, Северной, Центральной и Южной Америке, в Европе.
Сознание людей было настолько потрясено единовременной глобальной катастрофой, что история о ней разошлась по всем народам, проникла во многие мифы.
История о Всемирном потопе и семье праведника Ноя, спасшемся в ковчеге, известна даже людям, далеким от Священного Писания. За развращение людей Бог послал на землю потоп, который уничтожил все живое на земле. Бог заранее сообщил Ною о Своём решении и повелел построить судно — ковчег, способный пережить потоп.
Когда работа была завершена, Ною было сказано зайти в ковчег с семьёй и взять с собой по паре от каждого вида нечистых животных и по семь — каждого вида чистых животных, живущих на земле. Ной исполнил повеление, и когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей, и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остались лишь те, кто был в ковчеге. Спустя 150 дней вода стала убывать, и ковчег остановился на горах Араратских. Ной ждал 40 дней, после чего выпустил ворона, который прилетел обратно. Затем Ной трижды выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй — принёс в клюве свежий масличный лист, что означало: показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся.
Выйдя из ковчега, Ной принёс жертву благодарения, и Бог обещал больше никогда не уничтожать людей через потоп. Знамением этого завета Бога с людьми стала радуга (Бытие 6-9 гл).
Выжившая семья Ноя старалась передать своим потомкам, почему и как произошел всемирный потоп. Эта трагедия человечества происходила у них на глазах, и возможно они чувствовали ответственность за то, чтобы из-за их жизни и дел не повторилось подобное.
Как много они говорили об этом своим детям, и детям детей? История о потопе разошлась по разным странам и континентам. Она встречается у народов и стран, не связанных между собой, сложно представить, как она туда могла попасть, будучи просто мифом.
Текст шумерской поэмы о потопе, найденной при раскопках Ниппура — священного города Шумера, был опубликован в 1914 году. В нем рассказывается, что благочестивый царь Зиусудра, жрец бога Энки (в шумеро-аккадской мифологии один из трёх великих богов), подслушивает речь вероятно самого Энки о том, что на совете богов решено было устроить великий потоп. Царь воздвигает огромный корабль для спасения своей семьи. Потоп длится семь дней и семь ночей, после чего Зиусудра выходит из своего корабля и приносит жертву богам. Те в свою очередь клянутся, что возродят жизнь на земле. Они дают Зиусудре вечную жизнь и поселяют его в стране Дильмун на восходе солнца.
В аккадской поэме о царе Атрахасисе , найденной при раскопках древнего Сиппара, богам не понравилось, что от множества людей стало слишком шумно.
Бог Энки обращается к Атрахасису и сообщает ему о грядущем потопе, а также рисует на земле чертёж корабля и приказывает взять на корабль «зерна и добра, что имеешь, // Жену, семью, родню, рабочих. // Тварей степных, травоядных и диких // Я пошлю к тебе, к твоим воротам». В Библии Бог также дает Ною точные указания, каким должен быть ковчег.
Первоначальный рассказ о потопе в вавилонской версии был найден при раскопках знаменитой библиотеки Ашшурбанипала —ассирийского царя Ниневии. Это повествование о Гильгамеше, который в поисках цветка бессмертия отправляется на край земли к единственному человеку, пережившему древний потоп — Утнапиштиму.
Рассказ начинается с того, что на собрании всех богов было решено уничтожить человечество. Причины такого решения не упоминаются. Один из инициаторов потопа — бог Энлиль — взял с каждого из других богов слово, что те не будут предупреждать людей. Бог Нинигику (Эа) решил спасти преданного ему человека —Утнапиштима. Чтобы не нарушать клятвы, Нинигику-Эа сообщает во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и готовиться к собственному спасению.
Когда корабль был готов, Утнапиштим погрузил на него своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц.
После этого корабль остановился на горе. На седьмой день стоянки Утнапиштим выпустил голубя и тот вернулся. Затем выпустил ласточку, но и она прилетела назад. И только ворон нашёл показавшуюся из воды сушу и остался на ней.
По одной из версий греческой мифологии потоп был вызван нечестием царя Ликаона и его сыновей, предложивших Зевсу человеческие жертвы. Зевс решил погубить в потопе греховное людское поколение. Сын Прометея Девкалион спасся со своей женой Пиррой в ковчеге, построенном по указаниям отца. На девятый день потопа ковчег остановился на горе Парнас.
Однако Зевс не достиг своей цели: кроме Девкалиона спаслись и жители города Парнаса. Они были разбужены волчьим воем и следом за волками направились на вершину горы Парнас, где переждали потоп. Часть из них после потопа возобновили Ликаоновы жертвоприношения. Нечестие людей продолжилось.
В мифологии Индии Вайвасвата один из родоначальников человеческого рода во время умывания поймал крошечную рыбку, которая обещала спасти его от грядущего потопа, если он поможет ей вырасти. Рыба была воплощением верховного божества Вишну, выросла до огромной величины, и по её совету Вайвасвата построил корабль и привязал его к рогу рыбы. На корабль ему было приказано взять разные живые существа и семена всех растений. По окончании потопа рыба пригнала корабль к горе.
На атолле Хао в центральной части архипелага Туамоту (Французская Полинезия) фольклорист Шарль Кайо записал предание о потопе, связанное с предками нынешних жителей острова. В легенде говорится о том, что люди стали творить зло на этой земле и Ватеа (один из богов) был разгневан их делами. Ватеа повелел человеку по имени Рата построить лодку, которая бы послужила укрытием. Гнев Ватеа сломал двери неба, ветер был спущен с цепей, дождь полился потоками — и земля была разрушена и залита морем. Рата, его жена и трое детей с женами укрылись в лодке и были спасены.
Читая мифы народов о потопе, кажется, что люди обижены и рассержены. Они не понимают ни смысла, ни цели потопа. Их боги мелочны и бессердечны к людям. Кажется, они подзабыли, что и почему произошло. Читая другие истории, видишь насколько они близки по сути и деталям к библейской истории потопа. Там люди помнят, что на всякое зло приходит воздаяние, зло не может быть бесконечным.
Во многих сказаниях мы видим, что спаслись достаточно праведные люди, имевшие отношения с кем-то из богов. Люди, не просто жившие более-менее порядочной жизнью, но жизнью, отмеченной Небесами.
Можно сказать однозначно: уничтожение мира водой было страшным, грандиозным событием, которое было призвано изменить ход истории. Люди заглянули в глаза возможному концу, испугались, но…не изменились. Теперешний мир живет в предчувствии новых бедствий, но снова живет, будто насмехаясь над неизбежностью.
«Хочу установить с тобой Мой завет» — сказал Бог Ною. «Хочу установить с тобой Мой завет» — сказал Бог на Голгофском кресте, предлагая спасение каждому человеку через Его праведность. И снова надежда есть у тех, кто живет в завете с Небом.
Маргарита Кондратьева