Летним утром я мыла посуду и смотрела в окно, где под забором смешно копались куры, а дети шумно гуляли после завтрака. Было солнечно, с улицы пахло свежескошенной травой. Я оглянулась вокруг себя на недоремонт в доме. И стала думать, что счастлива, несмотря на… и потому что… Важно, чтобы «потому что» было больше, чем «несмотря на».
И тут я осеклась, проследив ход мыслей. Потому что у меня есть то-то и то-то, а вот у кого-то даже этого нет, и люди в Африке живут в гораздо худших условиях. А ещё у меня есть руки и ноги, а у кого-то их нет, и так далее. И я поняла, что в этом что-то неправильное. Неправильное счастье в сравнениях, зависимое счастье получается. А если нет ничего, то что, человек не может быть счастливым (блаженным, как написано в Евангелии)?! Может. Хотя в нашей земной системе ценностей, которой мы пропитались, это непонятно.
Вспомнила тогда, что Иисус говорил о Себе: «Я есмь». И мы как часть божественного тоже можем быть счастливы просто потому, что мы есть, и от осознания того, кто мы есть, и жизни в соответствии с этим. И тоже сказала себе: «Я есть». В этих словах было понимание, что всё дышит и существует Богом. А если всё так, тогда мы не одиноки, не оставлены во временных обстоятельствах и в вечности.
В обладании чем-то нет ничего плохого. Но плохо, когда этим измеряется внутреннее состояние, когда наше настроение зависит от внешних обстоятельств и людей. Тогда мы становимся как привязанный воздушный шар, который не взлетает.
Ощущение себя униженным или возвышенным означает, что человек сидит на престоле собственного «Я», с которого его то сбрасывают, то превозносят. Ощущение себя на вершине мира или, наоборот, ниже плинтуса — это позиция на шкале гордости. А гордость умеет маскироваться. Гордыня выстраивает отношение к людям по ступеням социальной лестницы, на которых они находятся по её распределению. Именно она требует от людей постоянно всем и самому себе что-то доказывать, подвергая сомнению человеческое достоинство, данное нам Богом от рождения. Дела, мотивированные любовью к Богу и желанием помочь ближним, подменяются делами по достижению высокой позиции, статуса, признания, чтобы расширить свое влияние, оставить свой след на земле, сделать себе имя, как добивались всего этого строители вавилонской башни. И человек уже хвалится собой. «Я есмь» подменяется на «я сам».
Гордыня — мать грехов: ссор, зависти, сплетен, обиды, уныния, ненависти, гнева, убийства, войн и так далее. Это путь смерти. И человечество ездит в этом лифте оценивания, сравнений и конкуренции. Бог оценивает наши поступки по шкале любви: насколько мы научились принимать и отдавать любовь. И принимать её — это настолько же важно, как и отдавать, потому что мы сосуды. С чего ты будешь отдавать её людям, если не принял её от Бога, не пережил? Но гордыня нацелена на то, чтобы мы не могли принимать и передавать любовь от Бога. Одним она кричит в уши, что они вполне самодостаточны и в любви Бога не нуждаются. А другим шепчет, что они настолько грешны, что её не достойны, тем самым отдаляя их от любви. Это функция гордости: отделить нас от Бога и разделить людей друг с другом. Гордость живёт противопоставлениями.
Писание говорит о том, что гордость родилась из сильного желания сатаны занять не своё место на небе и получить славу, предназначенную Богу и Его славному творению. Потому что он позавидовал тому, что Бог превознёс человека выше ангелов и сделал людей Своим образом и подобием. Его желание — «буду подобен Всевышнему», Исаия 14:14. Он посчитал, что достоин занять это место. Поэтому противник людей постоянно обвиняет человека.
Гордыня требует от людей постоянно всем и самому себе что-то доказывать, подвергая сомнению человеческое достоинство, данное нам Богом от рождения
Гордость хорошо прячется под личиной смирения, скромности, самоунижения и жалости к себе, но «Я» всё равно остаётся в центре внимания. Такие люди часто придают своим грехам огромное значение и силу, продолжают называть себя грешниками даже после покаяния, тем самым умаляя Крест Христов. Их «евангелие» грехоцентрично, полно осуждения и вины к себе и окружающим. Отсюда постоянные сомнения в своём спасении. В этом выражается крайняя степень неверия в прощение и очищение через пролитую кровь Христа, посредством которой мы получили доступ к благодати. Некоторые даже кичатся тем, что они могут так смело рассказать всем о своих грехах как о подвигах. Чему мы придаём большее значение, на что смотрим, то и имеет влияние в нашей жизни.
Может, не все примут эту мысль, но не боритесь с тьмой, оставаясь в ней. Повернитесь и идите к свету. Тогда тьма «отвалится» сама. Глядишь, и завтра ты будешь не таким как вчера. А через год вообще себя не узнаешь. Мы прощены, чтобы иметь Жизнь в Любви. Не держитесь за свою боль и обиды прошлого. Как бы это печально и возмутительно не звучало, но это тоже признаки гордости, уязвленного «Я».
Это не Бог отделяет Себя от нас. Это мы отделяем себя от Него, не смиряясь с тем фактом, что это Его работа сделала нас чистыми, а не наша. Смирение — это когда ты успокаиваешься и принимаешь то, что сделал не ты, и с радостью и благодарностью живёшь в этом. Но гордость говорит: «Зачем тебе Христос? Пожалей Его. Ты сам справишься». И она такая коварная штука, что смещает твоё спасение с Христа, на количество твоих дел во имя спасения. Дьявол не стремится лишить нас знаний о Христе и духовных практик. Он хочет украсть нашу концентрацию на Нём.
Почему Бог гордым противится? (Послание Иакова 4:6) Потому что гордость — это манифестация против Высшей Любви. Гордость использует людей для служения себе, чтобы похвалили или пожалели. Она стремится подчинить и переделать всех вокруг под себя. Гордость дорого стоит. Она не даёт прочувствовать любовь. Гордость бывает национальная, расовая, религиозная, по половой принадлежности и уровню образования или богатства… Пророк Исаия (40:4) писал: «..всякий дол (низина) да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся…». Прийти в состояние равнины — это не значит забыть об индивидуальности и как советские дети носить одинаковые трусы. Равнина — это состояние взаимодействия. У гордости же искажённое действие, направленное только в одну сторону — к потребителю. Мы как пазлы, со своей формой и цветом, составляем единую картину, где каждый дополняет друг друга. И только на своём месте в общей картине мы начинаем «звучать» и проявлять себя во всей полноте. Только во взаимодействии мы раскрываем заложенные в нас дары, потому что это не только для нас. Это подарок для мира.
Как избавляться от гордыни? Признать её в себе, вывести на свет — это уже большое дело. Не оставаться, как фарисеи, слепыми и глухими к своему состоянию. Наблюдать, в каких ситуациях она подаёт «голос» в виде раздражения, гнева, обиды, желания проучить и т.д. Смотреть, что нас больше всего задевает и почему. Не поддаваться. И относиться ко всем людям с почтением, осознавая и признавая, что и в них дыхание, образ и подобие Божие. И что через отношение к людям мы выражаем наше отношение к Богу.
Иисус сказал, что хоть мы и живём в этом мире, — не в смысле человечества, а в смысле рабской системы, подчинившей умы людей, — но мы не от мира. Мы ментально можем ему не принадлежать. Да, это сулит нам неприятие со стороны людей, живущих только в вещественной системе координат, в неосознанности. Мы можем даже испытывать боль от их действий по отношению к нам. Но мы можем не зависеть от них, не жить, исходя из этой боли, отдавая всё Богу как лучшему Целителю, Утешителю и любящему Отцу, и оставаться счастливыми.