Наш принцип - никому не навредить

1

Санкт-Петербург — многонациональный и многоконфессиональный город. Более трех столетий здесь бок о бок мирно живут люди многих национальностей и мировых вероисповеданий. В городе представлены мировые, национальные, а также недавно появившиеся религии. Наиболее распространены христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, иудаизм и буддизм.

О взаимодействии государства с религиозными организациями мы разговариваем с начальником отдела по связям с религиозными объединениями в Санкт-Петербурге Владимиром Георгиевичем Ивановым.

В. Г. Вы знаете, я не большой сторонник интервью. Я больше за то, чтобы был слышен голос конфессий. Раньше мы имели больше возможности проводить встречи и конференции вживую. Сейчас же мы в основном перешли в формат «онлайн». Этот формат имеет свои плюсы: информация быстро распространяется, и минусы - пропадает общение за чашкой чая, личные контакты.

После этих слов мы перешли к насущным вопросам.

ВиО. Вы прошли долгий путь. Вы занимаетесь вопросами, связанными с религиозными организациями, не один год. Как город изменился за последние десять лет? Стало ли общество веротерпимее или наоборот?

- У меня есть ощущения, что веротерпимее. По крайней мере, степень веротерпения не меньше. Во-первых, у нас есть, на что опираться - фундамент, сложившийся в Петербурге, как столице Империи. К людям мы сейчас относимся, во-первых, как к гражданину, а потом уже как к представителю той или иной конфессии.

Нас объединяют и общие социальные мероприятия. У нас нет конфессий, которые относились бы друг ко другу с враждебным настроем. Но есть конфессии, которые между собой находятся в более близких отношениях. Если, например, ряд конфессий вместе проводит мероприятия, то мы со своей стороны поддерживаем их, чем можем. Также мы предлагаем расширить формат участников. Наш принцип - никому не навредить. Тем более, может это и к лучшему, что религиозные организации отделены от государства. Это позволяет выстраивать добрые партнерские отношения.

Во время пандемии глава города регулярно собирал глав традиционных конфессий в формате скайп-конференции. Обсуждались насущные вопросы, текущая обстановка и предлагались варианты решения тех или иных задач. Город постепенно возвращается к своей обычной жизни: работают торговые центры, кафе. Религиозные организации по-прежнему остаются под ограничениями? Какие шаги намечены в этой сфере?

- Трудно предсказать наперед. Но я вижу, что мы преодолели эпидемию в первую очередь у себя в головах. Появились две стороны: с одной, мы стали более четко соблюдать определенные правила: социальная дистанция и все прочее. С другой стороны, психологически мы привыкли не поддаваться панике. Это тоже очень хорошо. Кстати, здесь большая заслуга и религиозных организаций, которые умеют правильно донести актуальную информацию людям, принести надежду на лучшее. Александр Дмитриевич отмечал этот факт. Что касается ограничений, не берусь предсказывать. Потому что какое-то время нам придется с этим пожить. По крайней мере, мне кажется, что эту осень и зиму надо будет переждать.

Немного статистики из первых уст. Я посмотрел исторические документы, есть царские книги учета граждан, где расписаны протестантские представители: баптисты - такое-то количество людей, пятидесятники - другое и так далее. Есть ли у Вас статистические данные такого рода, какое количество верующих в Санкт-Петербурге?

- К сожалению, мы не обладаем актуальной статистикой. Мы пользуемся результатами социологических исследований. Причем они были проведены еще в 2017 году. В этих показателях больше половины Петербуржцев так или иначе связывают себя с какой-то конфессией. Из этой половины большинство относят себя к православию. Но мне кажется, что дело не только в количестве. Дело в качестве и силе веры, в служении. По крайней мере, наши протестантские объединения многочисленны по количеству организаций, но не всегда по количеству последователей. Но они активны и это видно.

Пользуясь случаем, хотелось бы пожелать, чтобы молитвенный завтрак, который вы организуете, объединял бы всех протестантов. А самое главное, что вы туда приглашаете остальные конфессии, благодаря чему он также становится площадкой государственно-конфессионального и межконфессионального диалогов.

Наиболее эффективная платформа для взаимодействия государства и религиозных организаций — это социальные проекты. Как религиозные организации могут оказывать посильную помощью городу?

- Любой государственный институт работает с определенными масштабами. Я думаю, у каждого уже есть свой опыт работы с социальным служением. У всех свои наработки. Кто-то работает в больницах, кто-то – с детьми с ограниченными возможностями, например, у русской православной церкви есть подобный опыт. У баптистов есть социальное служение помощи людям, освободившихся из мест заключения. Армянская церковь опекает сиротский дом. У каждого есть свой опыт, которым нельзя пренебрегать и искать что-то новое, а просто развивать, что есть, и сохранять наработанные связи.

Возможно, как только мы преодолеем все эти невзгоды, связанные с пандемией, мы организуем конференцию по социальному служению. Посетим социальные объекты – это тоже дает определенный заряд для совместной работы.

Как например, евангельская лютеранская церковь изначально открыла дом помощи престарелым для своих единоверцев. В дальнейшем они не могли отказать и другим пожилым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в помощи. В итоге, они пришли к тому, что стали принимать всех. Это тоже хороший пример, хороший опыт того, как можно действовать в социальном служении.

Скажите, пожалуйста, планируются ли просветительские проекты, мероприятия на уровне города, которые могли бы стать объединяющими для всех конфессий?

- Мы начали проект «Музыка храмов» и собирали всех, естественно, в основных городских храмах. Пока на этом проекте один раз в храме собрались. Второй раз из-за пандемии, к сожалению, пришлось проводить в режиме онлайн. Уверен, можно будет подумать о расширении этого формата.

И заметьте, для вас это тоже возможность внутри протестантского сообщества объединиться. Потому что в силу логистики мы не можем прийти в каждую протестантскую организацию, так как их много. Например, если вы найдете площадку и сделаете какой-то общий концерт, это тоже будет интересно.

Вы большую часть своей жизни уделили музею истории религии. Один из последних ваших проектов – это религиозный Петербург 21 века. Возможны ли взаимодействия на базе музея истории религии?

- Возможны. Могу в целом сейчас только обрисовать наши взаимоотношения с музеем истории религии. Мы чувствуем друг в друге равноправных партнеров, потому что нам удобно проводить конференции на базе музея истории религии. Это нейтральная площадка. Место, к которому все привыкли. Поэтому отношения складываются очень хорошие. И мы продолжим сотрудничать на благо людям.

Одним из критериев является социальная значимость проекта. Возможно, просветительские встречи. Когда участвуют разные конфессии, нам автоматически хочется поддержать такой проект. Но здесь важно, чтобы сами религиозные организации были инициаторами.

Спасибо. И последний вопрос. До пандемии встречался с отцом Александром Пелиным. Мы говорили о возможности проведения совместного межконфессионального мероприятия, где мы могли бы поставить для себя общие цели, например, семейные ценности. Как вы думаете, возможно ли организовать конференцию подобного рода, и какая площадка могла бы стать подходящей для этого мероприятия?

- У нас есть музейные площадки: «Музей истории религии», «Российский этнографический музей» тоже не стоит забывать. Там можно и через сторону национальных отношений что-то узнать и подойти к каким-то совместным проектам. «Институт Герцена» тоже активен. В Большом университете можно сотрудничать с кафедрой религиоведения. Я думаю, важно точки находить эти точки взаимодействия. Когда мы передаем друг другу искру, мы друг друга подталкиваем и заряжаем. Всегда легче что-то делать сообща. И, конечно, научный потенциал необходимо использовать. Потому что в любой семье есть масса спорных вопросов, самое главное, чтобы в семье был честный диалог. А в спорных ситуациях и вопросах межконфессионального общения важно, чтобы также был научный экскурс.

Беседовал Павел Евтеев