Театральная студия «Отражение» поставила одиннадцатый спектакль под названием «Не МОГУ». В сентябре отрывок из него можно было увидеть в проекте «На грани творчества». После спектакля мы задержались с режиссером Екатериной Самойловой, чтобы поговорить о христианском театре, его задачах и отличиях от светского.
Начну с цитаты Гоголя: «Театр вовсе не безделица, не пустая вещь. Есть много в мире такого, что для отдалившихся от христианства служит незримой ступенью к христианству. В том числе и театр, если будет он обращен к своему высшему предназначению». Какое, на ваш взгляд, высшее предназначение театра?
Как в институте говорил мастер, сцена обращается к человеку с большой буквы. А человека создал Бог. Создатель заложил в человека все ценности. Через театр и сцену мы пробуждаем вечные ценности в человеке.
Театральная студия «Отражение» — это христианский проект, и вы создаете спектакли с глубоким библейским подтекстом. Если режиссер создает мир, его творчество похоже на процесс сотворения. В какие моменты вы особо чувствуете себя творцом? Как у вас зарождались ваши спектакли?
Я как режиссер, постановщик и сценарист первым делом вижу какую-то проблему у людей, она становится отправной точкой. Я замечаю конфликты, обострения, недомолвки между людьми. Либо в человеке вижу что-то, и через это вырисовывается определенная проблема, и эту проблему уже можно переводить на сцену.
Творение начинается, наверное, с маленького зёрнышка, маленькой частички какой-то проблемы, и дальше мы ищем материал, личные примеры, людей, которые соприкасаются с этой проблемой. Потом мы уже начинаем всё создавать.
С чего всё начиналось?
Если посмотреть, N-ное количество лет назад всё начиналось с огромного желания уделить внимание обделенным людям. Мы показывали небольшие театральные зарисовки в детских домах, миниатюры на улицах, рассказывали людям о добре, через образы говорили людям о Боге. С небольшой команды у нас потихоньку начиналось развиваться движение. Позднее начали показывать полноценные спектакли на разных площадках.
Семь лет назад я пошла учиться на режиссера. Благодаря образованию мы можем развиваться профессионально. Есть материалы, есть необходимые знания. Любой театрал-любитель может прийти в студию и начинать развиваться. Репетиции, тренинги, наблюдательность помогают актёрам. Для повышения профессионализма мы проводим репетиции, на которых учимся всем актерским штучкам. Актеры у нас не профессионалы, еще и разного возраста, отчасти подростки и молодёжь.
Режиссеру необходимо прожить жизнь всех героев, насколько это сложно, как это у вас получается?
Исполнителей на роль стараюсь выбирать похожими на персонажей по типажу, характеру или с похожей историей. Человеку, который не переживал насилие, будет тяжело прожить это, нежели мы возьмем человека, который прошел подобное.
Как проживаем? Тяжело проживаем, потому что нужно же набрать еще больше информации, и чем больше информации, тем это будет правдоподобнее. Поэтому мы берем человека и на него наращиваем разные истории. Репетиции у нас бывают горячие, в истериках, со слезами.
Есть выражение, что актёр — это мазохист, потому что он не жалеет себя, ему нужно причинять боль себе. Но через это театр становится правдивым. Хочется, чтобы это было реальным опытом, чтобы человек, который пришел в театр, увидел человека с реальными проблемами. И понял, что он может найти здесь ответ для себя.
Что самое трудное в профессии режиссера?
Самое трудное, я думаю, гореть и зажигать людей. Потому что ты не можешь дать себе слабину, ты идешь впереди. И даже если ты чувствуешь полное разочарование в своем создании, в творении, тебе все равно нужно зажигать. Самое сложное — гнать сомнения, потому что на всем этапе создания ты миллион раз сомневаешься, стоит — не стоит, получится — не получится. Самое сложное — не сдаваться.
Что для вас сверхзадачи в вашей профессии?
Как говорил вышеупомянутый классик Николай Гоголь, театр — это кафедра, с которой можно говорить к обществу. Так, если сопоставить театр с церковью, я считаю, что это отчасти церковное действие, где мы со сцены можем доносить людям истину, правду, любовь, показывать доброту. В церкви мы слушаем проповедь, и театр, спектакль в частности — это как проповедь. Просто она иллюстрированная такими же жизненными примерами, ссылками на Священное Писание, на библейские притчи, библейские истины. Сверхзадача, чтобы человек, который имеет какие-то вопросы в жизни, к Богу, на наших спектаклях получал успокоение, ответ.
Какие смыслы вы обычно вкладываете в постановку, и что должен декодировать зритель?
Я очень люблю и прямо благодарю Бога за каждую премьеру, каждый спектакль. Даже если мы не видим много слез в финале, мне нравится, что человек, уходя со спектакля, остается задумчивым. Хотя я так же очень радуюсь, если получается вывести людей на эмоции. Если он ушел с каким-то вопросом, то мы выполнили миссию. Потому что хочется, чтобы человек на наших спектаклях начал думать о своей жизни, выборе и поступках.
Мне нравится наш спектакль «Завтра мы повзрослеем». Я его написала, когда сломала руку. Первые сутки рука болела очень сильно. Мне сказали, что через сутки боль пройдет, и когда у меня болела рука, я прямо твердила себе «завтра всё пройдет, завтра всё пройдет». И вот спектакль «Завтра мы повзрослеем», где подросток повзрослел и принял определенные решения в своей жизни. Там затрагивалась тема семьи, отношений дочки и мамы, которая умерла, отношения дочки со своим отцом, со своей тётей, младшим братом. Очень хотелось, чтобы ребята, которые пришли на этот спектакль, обратили внимание на отношения со своими родными и близкими, которых в один момент может не оказаться рядом.
Помню смотрела спектакль, мне он так не нравился, но в конце у меня появилось огромное желание подарить маме цветы. И я думаю: «вот сижу, высиживаю эти три часа, что ж такое-то». Но самое главное — режиссер добился определенных действий от зрителей. Я пошла и подарила цветы.
Поэтому сверхзадача вообще и что человек должен вынести из спектакля — это решение и определенные действия по отношению к себе и своей жизни.
Какую литературную основу вы бы выбрали для постановки в ближайшие 2-3 года?
Существует выражение «Настоящий режиссер и записную книгу поставит». Интересная цитата, над которой я долго смеялась. А ведь можно взять любой рассказ, любую притчу, любое стихотворение, вообще любой отрывок из какого-то произведения и сотворить что-то даже без слов. Что мы используем — это минимум реквизит. Как я в начале говорила, увидеть проблему и от нее уже начинать плясать, искать материал для нее. Это равносильно что-то про отношения, что-то про духовные, душевные поиски, либо терзание человека. Можно находить литературу. Как старую литературу, так и новую. Сейчас есть новая драматургия, но я ее не очень люблю. Тем не менее можно что-то найти. Мы как раз-таки что-то из нового взяли, моно-пьесу мы переделали под полноценную пьесу и поставили свой спектакль. Можно брать любой материал. И его уже обыгрывать, доделывать, рисовать, творить. Режиссер может много что сделать даже из одного абзаца.
Что сейчас ставите? Для какого зрителя? В чём суть постановки? Кто герои? Какой сюжет?
До этой всей ситуации с ограничениями мы готовили спектакль, естественно, о жизнях людей, которые проходят трудности, каждый в своей сфере. Это интересная режиссерская задумка. Каждый актер вроде существует один на сцене, но он взаимодействует и с другими. Не буду рассказывать, чтобы оставить это загадкой и интригой, потому что это будет очень, как всегда, больно для зрителей, для актеров. Сюжет не расскажу. Уже сказала, что каждый со своей болью, со своей историей.
Интересно, что мы ставим для молодёжи, но приходят и взрослые люди. На самом деле так, потому что им эта тема тоже интересна. И самое интересное, что на наши спектакли много берут родственников, друзей, знакомых. Это работает как сарафанное радио.
Помните первый спектакль? Вы вышли на поклон, как это было?
Это были слёзы, потому что я играла главную роль. Был спектакль «Кривые зеркала». Я настолько эмоционально переживала свою героиню, что мне было не остановиться. И я помню ушла, всё. Конец. Последняя сцена. Я рыдаю. Стояли люди, я уткнулась плечом и рыдала. А надо было в этот момент выходить на поклон и говорить последнюю речь. Мне было просто не остановиться. Но это было нечто, потому что я переживала в тот момент присутствие Бога. И Он подтверждал, что Ему нравится то, чем мы занимаемся.
Это вдохновляет. Чем и отличается христианский театр от светского театра — это благодатью Божьей и Его рукой. Даже если мы непрофессионально что-то делаем, даже если у нас опускаются кулисы в середине спектакля, всё равно я понимаю, что этот проект запустил Бог. Он обязательно доведет до конца то, что начал. Мы как инструмент в Его руках, и уже не мы что-то делаем, а Он делает через нас. Это меня больше всего вдохновляет.
Даже вот когда моих сил не хватает, я понимаю, что Бог идет рядом. Поэтому я занимаюсь тем, чем я занимаюсь.
Павел Евтеев