Что-то происходит, Но ты не знаешь что. Так, мистер Джонс? (Боб Дилан. Баллада о худом человеке)
В Европе каждый год закрывают церкви. Церковные здания переделывают под дома, отели, пивоварни, концертные площадки, даже театр и скейтпарк. Некоторые здания церквей разрушают, на этом месте строят «практичное» — автостоянки, торговые центры или кинотеатры. Через пару лет уже ничего не говорит о том, что когда-то в местах поклонения Божий народ встречался с Господом.
Исследуя храмы как произведения искусства, мы видим восприятие европейцами себя и Бога в разные эпохи. Какое место нашей встречи с Богом? Способны ли мы архитектурой отразить Божью славу, или достаточно строгостью форм явить простоту Евангелия, с которым Бог обратился к нам? И то, и другое сегодня оказалось ненужным.
По данным американского Gatestone Institute, в Лондоне с 2001 года закрылось 500 церквей разных конфессий, они превращены в частные дома и общественные здания. По сведениям СМИ, в год закрывается 20 церквей. Половина приходов Церкви Англии собирает в воскресные дни 20 человек, а четверть сельских церквей (примерно 2 тыс.) в Англии насчитывает менее 10 прихожан, пишет Telegraph.
Аналогичная ситуация в Германии, где не используется около 10 тысяч храмов. По информации Spiegel, только Евангелическая церковь Германии с 1990 по 2010 год закрыла 340 церквей (46 из них разрушено), в них размещены культурные центры и спортивные залы, часть из них превращена в мечети.
Евангелическо-лютеранская церковь Швеции обладает 3 384 постройками, из которых только 500 используются раз в месяц для богослужений. Некоторые церкви Швеции находятся в таком состоянии, что их продают за бесценок — сведения о церкви, проданной за 1 крону широко разошлись в СМИ. Подробнее об этом читайте в статье «Европа избавляется от церквей» в НГ-религии.
Причины и следствие
Случилось ли это внезапно и случайно? Конечно, нет. Медленно европейцы уходили от Бога, как медленно время разрушает старинное здание. И вот однажды подойдя к своим храмам, они увидели, что нет там славы Божьей и нет огня на алтаре. Но славы Божьей прежде не стало в них самих.
Варианты использования церковных зданий разнообразны и безумны. «В английском Бристоле бывший собор Св. Павла превратили в школу для артистов цирка «Circomedia». Как говорят начальники, высокие потолки позволяют установить подвесное оборудование вроде трапеций. А в шотландском Эдинбурге лютеранская церковь превратилась в бар в стиле Франкенштейна — интерьер оформлен колбами с булькающей жидкостью, лазерной техникой и фигурой монстра-франкенштейна в полный рост, который в полночь спускается с потолка», — пишет The Wall Street Journal.
Низкая посещаемость, дорогое содержание. Вот причины, о которых мы читаем в официальных источниках. Но что привело к этому?
По мнению Роджера Мэсси, миссионера, 20 лет прослужившего в Восточной Европе, «церковь больше заботится о сохранении правил, форм и традиций, а не о том, чтобы поддерживать рост церкви — отношениях со Христом и друг с другом. Общая духовная атмосфера в Европе стала «активистской» и холодной, недоверчивой по отношению к традиционной религии. Люди предпочитают оставаться в стороне и вне общения. Европейцы больше беспокоятся о своем времени и материальном качестве жизни, а не о духовной жизни». Роджер Мэсси служил директором по развитию Библейской лиги, открывал новые церкви и подготавливал миссионеров в Восточной Европе, России и на Ближнем Востоке.
Директор миссии OneHope в Западной Европе Йоко Хаайер считает, что причиной закрытия церквей является то, что христианство стало номинальным. Культура людей сильно изменилась и изменила их отношение к вере. «Потребительское отношение, индустрия развлечений и социальные медиа формируют доминирующую культуру в Западной Европе. Она основана на взглядах светского гуманизма, который отрицает существование Бога».
Йоко Хаайер живет и служит в Нидерландах. Миссия OneHope/«Книга Жизни» занимается распространением Евангелия детям, подросткам и молодежи.
«Индивидуализм — это новая религия, — продолжает Йоко. — Люди сами решают, во что им верить, — а это может быть все, что угодно. Люди уважают взгляды и верования других, если только они не слишком радикальны и не затрагивают убеждения людей. Например, христиане не могут рассказать, что Библия говорит по поводу брака и семьи. Потому что вы можете затронуть чувства людей, а возможно, упрекнуть их в выборе сексуальной ориентации. Это может стать проблемой».
«Как птица на проводе, Как пьяный в полночном хоре, Я хотел быть свободным на свой манер», — поет Леонард Коэн. Мерилом всего и отправной точкой всех решений стало собственное «я» человека.
Болезнь современности
Закрываются церкви, потому что закрываются души для Бога. Слишком легкой становится жизнь, и легкими сердца. Легковесны вдруг стали людские ценности. В век удовлетворения потребностей узкий путь вышел из моды. Даже смерть стала легкой. Открываются больницы для узаконенных самоубийств — эвтаназии. Те, кто раньше защищал права человека, превратились во врагов христианской морали.
Потребляя блага современного мира, люди позабыли о благе души. Старались не замечать, как горело в них сердце, когда рядом проходил Христос — чья-то молитва, выхваченная из тысячи голосов, окружающих звуков, общего шума, строчки из Священного Писания, попавшие в поле зрения.
Христос подолгу стоит у дверей сердец. Но люди не захотели Его впускать в свои храмы, и вот Он ушел. Как же никто не заметил? Он просто стал для них кем-то не столь значимым. Так что же делать с пустующим храмом? Повесить табличку «закрыто», продать, сдать в аренду любому человеческому безумию?
И выход для людей теперь один — побежать за Ним. Пасть к ногам, попросить вернуться. Попросить прийти в разрушенные храмы и исцелить их. Поверить в Его любовь, превышающую людское отступничество.
«Я никогда не видел пробуждения, начатого человеком. Исторически пробуждение всегда инициировано Богом, движимо Им. Однако, посвящение молитве, поклонению, изучению и чтению Библии, общение с верующими, совместная трапеза, жертвенность, постоянная и творческая проповедь Евангелия, служение благовестия — все это создает благодатную атмосферу, чтобы пробуждение продолжалось». (Роджер Мэсси)
«Мы видим, что появляются новые церкви, несущие жизнь и доступные для людей. Поэтому есть надежда». (Йоко Хаайер)
Маргарита Кондратьева
Фото Circomedia
По материалам ВиО СПБ