Вера в Бога подобна оливковому дереву

Gethsemane 888x544

Чему учит самое известное в Израиле дерево
Несколько лет назад друзья пригласили меня в Израиль. В путешествии мне запомнилась поездка на Масличную гору и Гефсиманский сад. Запахи и звуки того дня до сих пор будоражат воспоминания.

Мы поднялись на гору на автобусе, и я не думала, что склон горы очень крутой. Вниз мы спускались пешком, я чувствовала горячий асфальт под ногами. Подумала о библейских временах, когда Иисус спускался по этому склону. Было жарко и спуск был настолько крутым, что ноги скользили в обуви — мне пришлось снять сандалии.

У подножия горы мы оказались в оливковой роще, такой древней, что деревья, наверное, помнили, как Иисус молился здесь часами. Деревья образовали своеобразное святилище. Само их существование, постоянное, наполненное грустными воспоминаниями, казалось незыблемым в хаосе меняющегося мира. Они свидетели.

Наш гид рассказал, что оливковые деревья обладают особенными свойствами. Возраст дерева определяют по количеству колец на срезе ствола. Возраст оливкового дерева невозможно сосчитать по кольцам. Внутри оно полое: чем старше дерево, тем шире полость, тем плотнее древесина.

Деревья хранят память в слоях, поэтому учёные знают историю дерева: каждая буря или засуха «записана» в кольцах. Память оливковых деревьев плотная, спресованная и удивительным образом очищенная. По мере взросления пространство внутри увеличивается.

В жизни я бы хотела быть как оливковое дерево: помнить всё хорошее, что Бог всегда верен — это духовно укрепляет меня. Я хотела бы широко раскинуть ветви (Библия, Книга пророка Исайи, гл. 54, ст. 2) и сбросить как ненужную шелуху все неприятности и сложности каждого периода жизни. Я хочу, чтобы в центре моей жизни было пространство для Святого Духа, который оживляет, освежает, обновляет.

Но в стрессовых ситуациях мне порой трудно не жаловаться и не расстраиваться. Как будто я остаюсь наедине со своей греховной природой, снова и снова обдумываю сложные ситуации, мне нужно с кем-то обговорить их — так я создаю кольца памяти. Но благодатный пример оливкового дерева говорит о другом: как оставлять лучшие воспоминания.

Оглядываясь назад, вижу, как Бог был благ, направляя меня и создавая возможности для роста и развития, даже когда было очень сложно. Древесина оливы становится более гладкой и плотной — знак, что мне не нужно держать в себе обиды и причинённую боль. «Любовь не обидчива, не держит зла» (Библия, Первое послание к Коринфянам, гл. 13, ст. 5, современный перевод РБО).

Я смиряюсь, когда размышляю о сути того, что сделал Иисус Христос на кресте. «Он сам в Своем собственном теле вознес наши грехи на крест, чтобы мы умерли для грехов и жили для праведности. Вы были исцелены Его ранами» (Библия, Первое послание Петра, гл. 2, ст. 24, совр. пер. РБО). Испытывая трудности или несправедливое отношение, мы можем довериться Тому, Кто восстановит истину. Довериться Богу — значит отдать Ему горечь, боль и все обстоятельства, которые нам не подвластны. Только так вера укрепляется, расширяется, начинает приносить плоды. Несмотря на пустоту внутри, оливковое дерево служит символом силы, ума и плодовитости: одно взрослое дерево дает 75 литров масла.

Вспоминая Гефсиманский сад, думаю, как Иисус плакал здесь. Его слёзы как драгоценное масло поливали землю, чтобы исцелить и благословить. Помню ощущения на Масличной горе: асфальт — как горячий тротуар в моём детстве, когда мы бегали босиком. Бог реален, Он присутствует в жизни каждого из нас здесь и сейчас. Как заботливый садовник Он ухаживает за нами и оформляет судьбы, добиваясь красоты. «А я в храме Божьем — как олива зеленеющая, на милость Божью я надеюсь во веки веков» (Библия, Псалтирь, гл. 51, ст. 10, совр. пер. РБО). Его присутствие в сердцевине нашей жизни вдохновляет и помогает вместить всё, что было, есть и будет.

Сандра Маккрекен, автор песен, живёт в Нэшвилле (шт. Теннесси, США).

Перевод Ирины Литвиновой
По материалам газеты "Вера и общество" СПБ