Представьте, что в нашей голове коробочки и ящички, куда мы складываем знания, стереотипы, шаблоны, стандарты и предубеждения. И эти образы порождаемы культурой, традициями, религией, воспитанием и образованием, средствами массовой информации.
Любой общественный институт, будь то семья, школа или церковь, закладывает в нас систему восприятия мира и образ самого себя. По-сути, образы правят миром. Тот, кто создаёт образы, обладает властью, мирит и ссорит людей.
Рождаясь на свет, мы чисты и свободны от страхов, ценностей и стандартов, которыми живёт окружающий мир, потому что сотворены по образу Божьему. Вечером бабушка поёт внуку перед сном песню про то, как серенький волчок укусит за бочок, посеяв в ребёнка ночные страхи. В садике заставляют доедать до чистых тарелок, нарушая пищевое поведение. В школе повторяют, что из-за плохих оценок ты пойдёшь работать ассенизатором или дворником, искажая в мечтах ребёнка картину о будущем, вторгаясь в сферу веры и уничтожая уважение к людям нужных профессий.
И раз уж мы упомянули о профессиях, то скажем и о «профдеформации». Это не что иное, как негативное влияние профессии «человек-человек». К группе риска относят работников правоохранительных органов, военных, руководителей, депутатов, чиновников, социальных работников, медиков, продавцов, педагогов. Для них профдеформация выражается формальным отношением к людям, когда из-за статичности системы, укоренившихся стереотипов и шаблонов теряется личностный подход, и всё переводится в плоскость обобщённых стандартов.
Многие с детства впитывают ложные образы успешности, богатства и жестокого отношения к другим людям. Современные медиа играют в этом чуть ли не главную роль. Умению фильтровать информацию нужно учиться так же, как экстремальному вождению. Даже простой видеоряд без слов создает в нашей голове тот образ, который угоден заказчику информации. В образе заключена мысль, сжата до ощущения или одного чувства. Неслучайно существует такой термин как «информационная война», который расширен до войны за человеческие души. Мы ее вольные или невольные участники.
Какие ассоциации у нас вызывают такие слова, как «цыган», «тёща» или «свекровь», «блондинка» или «прапорщик»? Не искажены ли они и не увешаны ли всевозможными ярлыками, как новогодняя ёлка игрушками? В Библии в Послании к Евреям 11:1 есть такие слова: «Вера же есть осуществление ожидаемого…» И вот уже мы видим то, что ожидаем увидеть, если имеем предубеждение.
Говоря о предубеждениях, вспомним апостола Петра. Если бы мы попросили современников рассказать о нём, то услышали бы, что Пётр вспыльчив, вёл себя как выскочка, трижды за одну ночь отрёкся от Христа, лицемерил при братьях и вызывал раздражение своим поведением. Но именно его Иисус назвал камнем, сказав, что на этом камне Он создаст Церковь Свою (Матфея 16:18-19). Мы бы с ним в разведку не пошли, не правда ли? А Иисус рискнул.
Часто в нашем разуме мы держим человека в заложниках прежних поступков и слов, не можем простить, хотя человек меняется. Бог всегда видит нас теми, кем мы можем стать. Для нас это будущее, а для Него уже существующее.
Вспомним притчу о добром самаритянине: два благочестивых человека прошли мимо раненого, а он, проходивший третьим, оказал помощь. Иудеи считали самаритян язычниками и не оскверняли себя общением с ними. Представим, что из-за таких же предубеждений, как у тех иудеев, мы тоже выглядим как этот раненый. Согласны ли мы назвать своим ближним и принять помощь от того, кого мысленно осуждали и кем тайно или явно пренебрегали, от того, кто нам неприятен, если вдруг рядом не окажется никого другого? Тогда, возможно, притчу можно назвать «О добром бомже», «О доброй «ночной бабочке» или «О добром соседе, занявшем моё машиноместо возле подъезда».
Мы готовы, чтобы нашим ближним был человек, явно выпадающий из привычного для нас круга общения и уклада жизни? Чтобы он был дорог для нас так, как Иисус говорит об этом: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Марка 12:31). Насколько принять такого нестандартного по меркам мира человека в своё сердце нам мешают навязанные образы и шаблоны, изменится ли наше мнение об этих людях, если мы узнаем их лучше?
Любовь к Богу невозможна без любви к людям. Иисус не произвёл революцию человеческой силой. Он изменял людей изнутри. Любовью, учением о Царстве Небесном и его проявлением на земле, Своим отношением к людям, которых все считали недостойными внимания и любви из-за образа жизни или незначительности в обществе.
Помните, Христос говорил, что нельзя наливать молодое вино в ветхие мехи, иначе мехи порвутся; но молодое вино наливают в мехи новые (Матфея 9:17). Чтобы наполнить человека новыми образами, нужно стереть старые представления. Когда мы хотим чистой питьевой воды, мы меняем отработанный фильтр. Невозможно быть независимым от образов, потому что человек сам по себе является его носителем, будучи сотворён по образу и подобию Божьему. Весь вопрос в том, даём ли мы проявиться этому в нас. Каждый выбирает сам, чем ему наполняться. Апостол Павел писал: «…и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Послание к Римлянам 12:2).
Вопрос информации, которой мы наполняемся, и духовного здоровья так же важен, как вопрос еды или физического здоровья. Полезно ли мне? Может, стоит почаще спрашивать себя: «А что, если всё не так, как я привык видеть, слышать, понимать или чувствовать?»
Стереотипы, шаблоны, стигмы, суеверия — вершина айсберга. Главный вопрос в том, кто или что является нашим богом, потому что это в итоге и формирует нашу жизнь. Наша основная задача — найти себя в Боге Живом и Истинном.
По материалам ВиО СПБ