В детстве у нас с младшей сестрой были куклы. Конечно, не настоящие Барби, но это было неважно, потому что мы играли в шпионок. Старые мамины обувные коробки были частными самолетами, и наши куклы летали по всему миру, связываясь друг с другом по рациям, искусно замаскированным под браслеты в тон нарядов.
Детская игра была выражением творчества — ранней попыткой исследовать собственный голос и способ существования в мире. Нет, я не стала шпионкой, и у меня нет частного самолёта, но мы с сестрой всё так же близки, у меня такое же живое воображение, и я нахожу творческие пути для самовыражения.
Творчество — неотъемлемая часть человека, сотворённого по образу Бога. Это настолько фундаментально для нас, что мы не можем не творить — так же как дети не могут не играть — в музыке, живописи, драме и других областях искусства, и даже в повседневной взрослой жизни. Работа не «необходимый труд», говорит теолог и писатель Дороти Сэйерс, но «творческая деятельность».
В эссе «Зачем работать?» Сэйерс утверждает, что работа, выполненная плохо, оскорбляет Бога. «Никакие кривые ножки стола или плохо подогнанные ящики шкафа, осмелюсь поклясться, не вышли из столярной мастерской в Назарете», — пишет она. — А если бы вышли, мог бы кто-нибудь поверить, что они сотворены той же рукой, что небеса и земля«.
Какой бы ни была работа — мастерить столы, работать на компьютере или водить автобус, менять подгузники или менять законодательство — любая работа, которую стоит выполнять, должна быть сделана хорошо и отражать творческий характер Бога.
Всё, что сотворил Бог, Он назвал хорошим. Так и творчество человека — хороший дар от Бога. Творчески мы играем, работаем, делаем полезные и осязаемые предметы, выполняем реальные услуги, влияем на окружающий мир. Когда мы выражаем себя миллионами способов, мы создаём настроение, дружеские отношения, семью, сообщество, жизнь.
Однако творческое начало заключается не только в самовыражении — в выражении мыслей и чувств, фантазии и видения. В более широком смысле творчество — отражение образа Божьего. Всякий раз, когда мы создаем красивую фотографию или прекрасный сад, мы отражаем красоту Бога. Замечательная дружба отражает Божью доброту и уважение. Вкусный ужин — часть Божьей заботы о физическом состоянии и развитии отношений тех, кто собрался за столом. Как сотворённый мир указывает на Творца, так и творчество людей указывает на Бога, являя чудо, вдохновляя преодолевать себя, позволяя увидеть славу.
Это справедливо, даже когда творения рождаются благодаря физической или душевной боли. Борьба за то, чтобы наш опыт услышали, чтобы жизнь имела смысл, и чтобы жить в Царстве Божьем и для него — изначально творческая. И когда творчество не столь прекрасно, в узком смысле приятности для глаз, ушей или сердца, оно всё же может неожиданно и прекрасно затронуть душу.
Фотография может быть более интересной, чем красивой — заставляя думать, избавляя от самодовольства, побуждая к действию. Дружеская беседа может быть болезненной и вызывать слёзы, но создаст новый уровень прозрачности и взаимопонимания. Работа адвоката может бросить вызов сложившемуся положению и вывести из зоны комфорта, но тоже требует творчества и по-своему отражает красоту.
Когда мы отражаем образ Бога — в красоте или в борьбе — у нас есть огромная возможность для творчества и добрых дел. Священное Писание говорит о духовных дарах, которые даны «для общего блага» (первое послание к Коринфянам, глава 12, стих 7; Современный русский перевод), и я считаю, что сюда входит и дар творчества. В послании к Ефесянам (глава 4, стих 7) подчеркивается, что «каждому из нас был дан особый дар», а отрывок из первого послания Петра (глава 4, стих 10) добавляет: «Каждый из нас получил свой особый дар, так распоряжайтесь разумно этим многообразием Божьих даров для служения друг другу».
Каждому дан дар творчества — даже тому, кто не считает себя творческим человеком.
«Если вы живы, вы креативны», — утверждает блогер и автор восьми книг Пэтти Дай. Но вместо того, чтобы использовать творчество исключительно для себя, у нас есть большая цель: отражать образ Бога и служить людям. Или, говоря словами двух величайших заповедей Христа, «любить Господа, Бога твоего всем сердцем, всей душой и всем разумением» и «любить ближнего, как самого себя» (Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 37–39).
В некотором смысле, я всё ещё та маленькая девочка, играющая со своей не совсем-Барби, мечтающая изменить мир и найти свой уникальный голос. Надеюсь, мы все немного похожи на неё: мечтаем, выражаем себя и нас слышат. Не только ради творчества как такового, хотя оно — прекрасный Божий дар. Но пусть своим творчеством мы несём образ Бога в мир разными — прекрасными, болезненными, трудными — способами, служа Богу и людям для общего блага.
Эйприл Ямасаки, пастор, автор книг о христианской жизни «Искра: зажигая Богом данный дар творчества», «Четыре дара», «Священнные паузы» и другие.
По материалам ВиО СПБ