В России 70 тысяч детей-сирот. Ежедневно детям-сиротам пытаются помочь неравнодушные люди. Команды волонтеров трудятся, чтобы у каждого ребёнка появился дом, родители, укрепилась вера в людей.
Кто-то помогает финансово, проводит праздники и осуществляет детские желания, а кто-то снимает видеоролики, выкладывает их в интернет, увеличивая шансы детей на усыновление.
Студентка курса журналистики и медиакоммуникаций МТИ Ирина Арнаутова избегает слова «волонтёр». Этот термин девушка ассоциирует с зарабатыванием денег. Она считает, что в Москве благотворительность — бизнес.
Ирина не понаслышке знает о работе в детских домах. Без фонда или организации направляет и координирует работу людей, которые хотят помочь детям в детских домах. Каждую субботу команды посещают 20 детских домов: прибираются, играют с детьми, занимаются музыкой, танцами. В неофициальной команде врачи, учителя, студенты, домохозяйки. Каждый делает то, что ему по силам.
После музыкального училища Ирина работала со слепыми и глухими детьми, учила их музыке. Продолжает заниматься тем же самым, только с детьми-сиротами.
«Радость не должна прекращаться, — считает Ирина, — моя мечта, чтобы каждый ребёнок не переставал улыбаться, чтобы он мог получить образование и найти друзей. Когда я делаю что-то хорошее, Бог рад за меня. Он наблюдает за мной».
Ирина родом из Иркутска, три года назад поступила в ГИТИС на режиссёрский факультет. Параллельно проходит курс в МТИ: учится хорошо писать тексты. С помощью хорошего текста можно найти единомышленников, а можно найти ребёнку семью.
Москвичке Марии Елисеевой также близка тема помощи детям-сиротам: она мама троих приёмных девочек. Дефектолог, сурдопедагог, медик по образованию, Мария приютил четырнадцатилетнюю Катю, помогла получить хорошее образование. Сейчас Екатерина студентка вуза. Не так давно Мария взяла в семью девочек-близнецов Еву и Милану. Скоро им исполнится по два года.
У Ирины и Марии одна цель — улучшить жизнь детей-сирот. Но у Марии иное мнение по поводу волонтёрства в детских домах. «Самая лучшая помощь ребёнку-сироте — забрать его в семью. Помощь волонтёров и спонсоров наносит большой вред детям», — считает Мария. — Спонсоры и волонтёры пришли и ушли, а дети всё понимают. Многие говорят, что «детдомовские» дети — потребители. Это мы превращаем их в потребителей, приучая к посещениям и подаркам».
Мария называет подарки «подачками». Взрослеющие дети, привыкшие к множеству взрослых лиц вокруг себя, попадая в семью, продолжают воспринимать родителей как спонсоров. Это большая проблема, требующая длительной коррекции. Если есть возможность взять ребёнка в семью — лучше забрать, если хочется помочь — можно распространить анкету, найти людей, которые забрали бы ребёнка в семью. Если человек хочет пожертвовать финансы в детский дом, то лучше, по мнению Марии, оплатить работу волонтёров, которые снимают видеоролики о детях-сиротах для скорейшего усыновления. Мария приемлет только такое волонтёрство.
Наталья Денисова также относится к волонтёрству неоднозначно. Семья Денисовых усыновила двух особенных детей. «Система устроена так, что перед детьми мелькает много взрослых. Это мешает установлению привязанности, глубоких отношений», — делится мама троих сыновей. Наталья отрицательно относится к празднично-подарочным волонтёрам. И отмечает, что подарки, как правило, у детей долго не задерживаются.
Наталья за такое волонтёрство, в котором развиваются длительные доверительные отношения с ребёнком. Необходимо регулярное общение, чтобы ребёнок мог почувствовать тыл, опору, не оставался один в трудной ситуации, в болезни. Замечательны такие проекты как «Больничные няни» или «Большой друг».
Статус волонтёра ценен. Это добровольный служитель. Чаще всего обычный, загруженный работой человек, который осознанно высвобождает для важного дела временной и финансовый ресурс. Его отношение к происходящему — неравнодушие. Не все люди могут стать волонтёрами. Но не нужно их за это осуждать. Может быть, они растратили ресурсы и сами нуждаются в восполнении, а источника нет? Давайте относиться к людским ресурсам бережнее, — каждый человек незаменим. Мы учимся, и со временем дойдём до самых глубоких и доверительных отношений. Лишь бы не было дефицита внимания.
Александра Путина
Фото Игоря Булатова