Папы больше нет…

 HvXsMV4rzg
Когда в дом приходит смерть, она не спрашивает нас, готовы ли мы к ней. Она берет и отнимает самого близкого, самого родного, самого-самого… И вдруг пустота… отказ принять действительность… Самое страшное во всем этом — оказаться в такой момент один на один со своей бедой…

— Ну, почему?! Почему он меня оставил?! Как он мог?! Ведь он обещал меня дождаться! Он обещал, что не умрет! Почему?! Как он мог так со мной поступить?! Мне всего 30! Родители не имеют права оставлять своих детей! Это неправильно! Еще очень рано!..

Она рыдала. Взгляд ее был потерянным, отрешенным, непонимающим. Будто все вокруг померкло. Будто из нее, такой молодой и всегда задорной, такой сильной девушки (по роду своей деятельности — участковый, ежедневно ходящий буквально по лезвию бритвы), вдруг в одночасье вынули душу…

Горе. Когда оно приходит, то не спрашивает о своем времени. Еще вчера она разговаривала с отцом перед сном, а сегодня мама позвонила и произнесла страшные слова: «Папы больше нет». И сразу мир рухнул. И сразу сожаление о том, сколько еще не сказано.

Самая тяжелая потеря, когда отношения очень близкие, когда с ушедшим ты чувствуешь единство. Вы — одно целое. И вдруг… Его больше нет. А ты здесь. Дышишь, встаешь с постели, принимаешь душ, о чем-то думаешь, что-то планируешь и просто продолжаешь жить.

Как же научиться быть готовым к уходу близкого? Где найти в себе силы пережить боль утраты? Но никогда человек не будет готов к смерти. Никогда он не сможет без слез это пережить. Но вот вопрос: а надо ли? Надо ли запрещать литься слезам? Надо ли молчать? Надо ли держать в себе боль?

Одна группа психологов говорит: «Говори! Чем чаще ты говоришь, тем быстрее уходит боль». Другая группа учит: «Что скажешь, то и получишь. Если будешь говорить, можешь довести себя до истерии, до навязчивой идеи, до шизофрении. Поэтому лучше отвлекаться и переключаться на что-то другое, например, на работу, на заботу о других членах семьи, на животных, интересы, конечно же, насколько это возможно». По-своему правы и те, и другие. Мы все разные. У нас разный порог чувствительности. И у нас разные центры устойчивости при стрессе, которые хотя бы частично нейтрализуют нашу реакцию. Поэтому пробовать надо всё.

Но самое важное, если у кого-то из наших знакомых это несчастье произошло, — не оставлять их одних и молиться за них. Самое удивительное в том, что Бог отвечает. Отвечает всегда.

Конечно, когда уходят близкие, которые верили в Христа, такую утрату пережить легче, ведь известно, что душа отправилась домой, к Отцу. А когда нет? Здесь горе двойное — уход близкого и осознание куда…

Твоя и моя молитва сегодня должна быть о том, чтобы каждый, кого мы знаем, на небеса уходил только после того, как познал Христа. Молись, чтоб это был путь Домой. Ведь туда и уходить не страшно. Отнюдь. Уходить будет радостно, ведь это путь ДОМОЙ.

Ирина КОСТЕНКО