И швец, и жнец, и на дуде игрец

D2suedigtQg


Важно

Однажды я немного позавидовал узким специалистам. Тем самым, вся деятельность которых направлена на одно основное дело – дело жизни. Это дело ограничено узкими рамками профессионального занятия.

Например, вся энергия медицинского работника тратится только на защиту здоровья пациентов. Преподаватель весь комплекс своих умений и талантов ежедневно использует исключительно для обучения студентов. День за днём служитель фемиды разбирает судебные дела и выносит приговоры. Более того, даже внутри профессионального цеха специализация делится на ещё более узкие направления. Например, в той же медицине: ортопед не лечит сердце, а гастроэнтеролог не принимает роды.

В узкой специализации и заключается логика профессионального развития: оно реализуется благодаря рамочной концентрации жизненной энергии человека на отдельном секторе знаний и деятельности. Только так возможно достижение высокого качества и филигранного мастерства. Только так возможен профессиональный рост. Человек, применяющий себя сразу во всём, либо скачущий из одной профессиональной области в другую, обречён остаться дилетантом или низкоквалифицированным сотрудником. Вряд ли он сделает карьеру и дорастёт до экспертного уровня, вряд ли совершит технологический прорыв.

Безусловно, есть своя красота в спайке человека с профессией. Разум специалиста всецело поглощен любимым делом. Он прикипел к нему душой, практически сросся с ним плотью. Весь арсенал дарований и способностей положен на алтарь избранного ремесла. Умелец ежедневно упражняется в конкретном мастерстве: ему не нужно отвлекаться, не нужно разрываться в гонке многозадачного и разновекторного процесса. Он — специалист, человек одного дела.

С пасторством всё иначе. Особенность положения пастора в обществе предполагает вмешательство в разные сферы человеческой жизни. В современной российской действительности пастор — это учитель и психотерапевт, оратор и богослов, семейный консультант и специалист в области социальных технологий, управленец и бухгалтер, немного строитель и немного юрист, нередко разбирающийся в вопросах здравоохранения и физкультуры. Вроде бы целью служителя является только духовное наставление и проповедь Евангелия. Но на деле наш пастор – служитель «широкой практики». Он на все руки мастер. Он должен всё знать и всё уметь. Очень часто кроме него в общине некому помочь прихожанам в ситуациях, требующих компетентного вмешательства.

Конечно, я обобщаю. В многочисленных церквях внутри команды служителей уже существует «разделение труда». К этому располагает библейское учение о духовных дарах и пятигранном служении. В европейских церквях разграничение ответственности и специализация давно стали нормой. Но в небольших приходах России, коих в стране подавляющее большинство, пастор по-прежнему «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Пастор вынужден быть всесторонне развитым. К нему обращаются люди с поломанной жизнью, похожей на абсурдное и дикое соревнование безумных злоключений. И пастор "ремонтирует" человеческую жизнь.

Однако, именно из-за «широкой практики» нашему пастору трудно сосредоточенно посвятиться одной области духовного труда. А значит, трудно вырасти до экспертного уровня. Практикующий пастор и наука — почти несовместимые понятия. Служащему пастору некогда писать книги и заниматься искусством. Он занят живыми людьми. Добавьте сюда присущую многим пасторским семьям многодетность и вы получите образ перегруженного заботами человека. Вот почему я «позавидовал» специалистам. Потому что сфокусированность на одном аспекте духовного труда остаётся для меня недостижимой привилегией.

Роль пастора в России сильно недооценена. Для светского общества его служение происходит на «тёмной стороне луны». Протестантского пастора не существует для российских масс-медиа. О нём не скоро снимут художественный фильм. Твёрдая рука высшего чиновника не скоро повесит на его груди орден. Часто гос.служащие соревнуются в бичевании и демонизации фигуры пастора, наполняя циничной ложью туман массового сознания. Для российского пастора существует не так много точек опоры, ещё меньше — внешних источников мотивации. Его единственная надежда – Господь и поместная церковь.

Значение пасторства чудовищно недооценено. Секулярный мир активно развивает альтернативные пасторской заботе формы воспитания личности. Лайфкоуч за день тренинга вознаграждается суммой, равной месячной пасторской зарплате (если таковая имеется). На атмосферных клубных вечеринках утомлённый солнцем горожанин снимает психологическое напряжение под модные вскукареки МС.

Многочисленные камеди-шоу изобретательно и исподволь формируют новейшие ценности. И всё это глумливое, алчное, вывихнутое жречество ведёт покорную душу обывателя в царство пустоты и бессмысленности.

Тем временем пастор тихо и незаметно ремонтирует человеческую жизнь. В этом его крест. В этом его благословенная доля. Российский пастор – непризнанный герой нашего времени, герой не от мира сего. Он — наследник профессии Иисуса Христа, принявший единым пакетом все особенности дела: глубокое внутреннее удовлетворение и общественное недоверие, радость духовных переживаний и опасность преследования, бедность и искушение властью.

Дай, Боже, сил Церкви развить пасторский труд, создать фамильные пасторские династии, сформировать свой багаж профессиональных традиций и, самое главное, сделать пасторское служение внутренне целостным, здоровым и продуктивным!

Алексей Кобелев

По материалам ВиО СПБ