Русские реформаторы XIV–XVI веков

mMi8 vy9Vr8


Стригольники

В мировой прокат вышел фильм Мартина Скорсезе «Молчание» о миссионерах и японских христианах, остающихся верными под угрозой мучительной смерти

Реформаторство — ​это возвращение к первоначальному образу того, что подверглось деформации по каким-то причинам. Христианская реформация всегда имела своим стремлением восстановить изначальный образ отдельного человека, общины, всей церкви, показанный Творцом в Его неизменном Слове — ​в Библии. Реформация — ​это вечный процесс, а история, как известно, это учительница жизни, и для успешного движения вперед необходимо знать её и извлекать драгоценные уроки.

Христианские реформационные движения на Руси XIV–XVI веков, известные в истории под названиями «стригольники» и «жидовствующие», являются для многих неоднозначным вопросом. Главная проблема состоит в том, что источниками по этой теме являются, в основном, средневековые полемические сочинения против этих движений или их лидеров, обвинительные судебные записи. Сохранились лишь немногие тексты, вышедшие непосредственно из-под пера древних русских реформаторов. Это усугубляется тяжелыми обвинениями, выдвинутыми в те давние времена против них. Я заметил, что одно упоминание «жидовствующие» и сегодня вызывает резко негативный отклик у большинства наших соотечественников, включая протестантов, что же говорить об их современниках XV века? Между тем, обвинение в уклонении части русских православных христиан того времени в иудаизм («жидовство») не выдерживает серьезной критики и является, возможно, не более чем удачным пропагандистским трюком ненавистников. Обвинительный аспект при упоминании об этих движениях преобладает у Н. М. Карамзина в его знаменитой «Истории государства российского». Интересный, чисто исследовательский и независимый от религиозных убеждений подход можно найти у историков советского периода, также у современных светских историков. Новый взгляд на те давние события предлагают недавние видеопроекты «Богоискание славянских народов» А. Шевченко и «Русское богоискательство» М. С. Каретниковой. Эта тема весьма захватывающая и очень интересна для нас, современных российских протестантов. Ведь такая историческая глубина дает дополнительную обоснованность взгляду на традиционность протестантизма в нашей стране.

Итак, вперед! Заглянем в российскую средневековую жизнь. Это, прежде всего господин, Великий Новгород. Это был особенный и уникальный из всех городов древней Руси. Ни один из русских городов тех лет не имел такого уровня бытовой грамотности населения. Город имел богатейшую по тем временам библиотеку. И именно здесь появилось религиозное движение, которое многие историки относят к первому документально зафиксированному евангельскому движению на Руси. Историк С. Санников однозначно называет движение «стригольников» первым русским ранним протестантским движением.

Каковы причины его появления? Во-первых, появление «стригольников» было исторически предопределено несколькими факторами. К XIV веку в русской православной церкви по примеру греческой, кроме всего прочего, установился обычай брать плату и за совершение таинства возведения в сан или в священство. Совесть многих людей ещё в XIII веке стала такими порядками возмущаться. В начале XIII в. монах Авраамий Смоленский резко обличал церковные порядки, считая этот обычай грехом симонии, за что был отлучен и лишен права проповеди. Тверской епископ Андрей и монах этой епархии Акиндин активно выступали против этого обычая. Во время татаро-монгольского нашествия либеральная религиозная политика завоевателей привела к возвышению митрополитов и епископов, и церковные должности продавались непосредственно в орде за большие деньги. Внутри же традиционной церкви, особенно в монашеской среде, все более зрело недовольство таким положением вещей. Это породило реформационные настроения и течения внутри церкви. Эти движения и оформились в независимое от официальной церкви направление «стригольников» к XIV веку.

Движение носило название «стригольники», и причина такого названия нам точно неизвестна, есть только несколько версий. По версии Николая Карамзина, название связано с тем, что основатель движения имел фамилию (или прозвище) — ​Стригольник. Во главе стояли низшие духовные чины, православные дьяконы — ​Карп и Никита, а также несколько лиц без духовного сана, имена которых не дошли до нас. Эти люди произносили речи в людных местах по всему городу. Их проповеди выражали недоуменные вопросы, царившие в умах новгородцев — ​имеет ли служение человека в духовном сане благодатную духовную силу и власть, если этот сан человек приобрел за деньги? Факт торговли церковными должностями был виден «невооруженным глазом» и явно противоречил Священному Писанию. Для этих людей важнейшим был вопрос о качестве духовной жизни: как ты живешь, так ты и веришь. Все это и озвучивали стригольники на своих собраниях. Карп, как пишет Карамзин, утверждал, «... то иереи российские, будучи поставляемы за деньги, суть хищники этого важного сана и что истинные христиане должны от них удаляться...». Когда-то сам Иисус, взяв в руки бич, занялся очищением храма иерусалимского. Я нахожу начало реформационного движения стригольников в Новгородской республике ответом Божиим на нарушение образца для Церкви, представленной в Новом Завете.

Свои собрания стригольники проводили по домам или под открытым небом у поставляемых ими самими так называемых покаянных крестов. Не менее трех из таких стригольнических молельных крестов, по словам историка Рыбакова Б. А. сохранились как исторические раритеты до наших дней. Стригольники отвергали таинство покаяния как обряд: покаяние они однозначно трактовали как перемену образа жизни — ​отказ творить грех и приложение усилия исполнять заповеди. Этот взгляд на покаяние представляется мне очень важным, это был чисто евангельский, протестантский акцент в учении стригольников. Это была главная тема в их учении, которая перешла затем и к их последователям. Богослужение стригольников было по-евангельски простым и несложным: это были проповеди, соединенные с молитвами и призывами к покаянию. На таких собраниях постепенно происходило формирование общин из людей, желающих вести духовную жизнь по-новому, полностью отлично и независимо от официальной церкви. Даже враги, по словам М. С. Каретниковой, признавали стригольников как «постников и молитвенников» и как людей «книжных и учительных», т. е. ведущих высоко­нравственный и духовный образ жизни.

Поражает дерзновение и смелость, с которой начиналось и формировалось это движение. Через короткое время движение набрало силу, и, как пишет М. К. Любавский: «Ничто не ново под луною: и в XIV веке мы уже имели своих доморощенных евангелических христиан».
Однако реформационное движение недолго оставалось без противодействия. В 1375 году из Константинополя прибыл посланник от патриарха Нила с грамотой против еретиков-стригольников, а в летописях новгородских зафиксирована расправа над ними уже в следующем году. Казнь стригольников совершена была в реке Волхов: их топили, сбрасывая с моста. Но, как пишет Карамзин: «... Сия излишняя строгость, как обыкновенно бывает, не уменьшила, а втайне умножила число еретиков... Дионисий отправился в Новгород, в Псков, где стригольники также имели своих учеников, доказывал им, что плата, взимаемая по закону, не есть лихоимство...».

Итак, после казней и расправ движение не только не исчезло, но стало усиливаться. Летописи упоминают о конце движения стригольников в 1375–76 годах, говорят, что это движение возникло снова, но уже через 50 лет! Причем движение набрало силу уже не только в Новгороде, но и в Пскове. Скорее всего, это не было вновь возникшее стригольничество, а было лишь возрождением предыдущего движения через ушедших в подполье его последователей. Эта вторая волна движения стригольников, датируемая 1425 годом, была намного мощнее и многочисленнее первой, но также была жестоко подавлена. В Новгороде этих «неостригольников» тогда казнили через утопление в реке Волхов. Летописи говорят, что «река не могла нести воды свои» от количества убиенных в один день стригольников.
Религиозные преследования и до сего дня имеют место быть в обществе, они являются причиной даже террористических актов. История повторяется, религиозная нетерпимость, мы видим, стара как род людской.

Первый Библейский конфликт — ​между Каином и Авелем, — ​описанный в Книге Бытие, возник на почве разногласий по поводу того, как нужно поклоняться Богу. Некоторым кажется, что именно они обладают истиной в последней инстанции, тогда как другие христиане, пусть и искренно, но заблуждаются. А проповедовать заблуждающимся в мире и любви значительно труднее, чем клеймить и предавать анафеме. «Священный гнев» более доступен падшей человеческой натуре, чем любовь Христова...

Историк Матвей Любавский упоминает, что впоследствии часть стригольников послужила основанием для движения «жидовствующих». Рассказ о последующем движении так называемых «жидовствующих» мы продолжим в следующей публикации.

Алексей Кошелев

По материалам ВиО СПБ