Две жизни — реальная и виртуальная

virt

Иногда они переплетаются настолько, что человек перестает отличать действительность от созданного с помощью компьютерных технологий пространства. Психологи уже два десятка лет как определились с диагнозом — россияне страдают интернет-зависимостью.

Увы, но с развитием цивилизации набор зависимостей в социуме только увеличивается. Старые, если не сказать закоренелые, такие как алкоголизм, наркомания, курение не торопятся сдавать позиции, а к их компании уже присоединились шопоголизм, другие «измы», и, конечно, интернет-зависимость. Последняя может выражаться в нескольких формах. К примеру, человек сутки напролет «зависает» в соцсетях или, забыв обо всем на свете, сражается в игровом виртуальном пространстве, одерживая мифические победы. А вот себя, свое пристрастие победить не может. И всячески оправдывает свою немощь, облекая ее в цивилизованные формы и красиво называя, например, «киберспортом».
Но что развивает такой спорт? Быстроту реакции, силу воли, стремление стать чемпионом, интеллект? Возможно, но ведь все эти качества имеют настоящую ценность тогда, когда проявляются в реальной, а не в виртуальной жизни. Иными словами, когда ими наделен живой человек, а не выдуманный мультяшный герой. Апологеты киберспорта, возможно, проведут в его защиту параллель с шахматами и другими интеллектуальными спортивными играми. Но шашки и шахматы — это самые настоящие, а не вымышленные атрибуты и инструменты для демонстрации красоты и оригинальности человеческого мышления.
Ну да ладно, все равно упреками и прямыми запретами положения дел не исправишь. В конце концов, взрослый человек сам принимает решения, за которые несет ответственность. Но как быть с подрастающим поколением, прозябающем в планшетах на глазах у родителей, которые собственными руками подарили своему чаду «путевку» в интернет-зависимость? Чрезмерное увлечение компьютерными играми вредно для еще не сформировавшейся психики по нескольким причинам. Во‑первых, дети еще не умеют себя контролировать, т. е. говорить себе «нет». Во‑вторых, они и без виртуальной помощи склонны выдумывать мир, в котором им комфортно. Вероятно, здесь срабатывает самозащита от внешней нестабильной обстановки — в детстве мы все верили во что-то нереальное, в сказки и мифы. Но ведь ребенок растет, ему необходимо взрослеть в реальном мире, а если он застревает в виртуальном, у него появляется инфантильность, нежелание воспринимать жизнь такой, какая она есть. И, в‑третьих, компьютерные игры соревновательного характера, как правило, сеют в неокрепшей детской душе зерна агрессивности и насилия, которые потом прорастают и дают реальные, а не виртуальные безобразные плоды немотивированного жестокого поведения, прежде всего, в отношении самых близких людей. СМИ периодически оповещают нас о трагических исходах печальных историй, в которых перемешались компьютерная фантазия и живая действительность.
Разумеется, можно понять родителей, которые сами не хотят отставать от технического прогресса и не желают того своим детям, но при этом ответственность за их воспитание и эмоциональное здоровье с папы и мамы не снимается. В силах и во власти родителя ограничивать своего ребенка для всеобщей пользы от чрезмерного пребывания в виртуальном мире. По поводу того, что порой не мы владеем ситуацией, а она нами, отлично высказался Апостол Павел: «... не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». И еще: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Библия послание Римлянам 7:15 и 7:17). К тому же, помимо точно подмеченного состояния человеческой натуры, Павел не оставляет читателя в неведении, а дает направление, чтобы найти выход из проблемной ситуации, оставляя за человеком право свободного выбора: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (Библия 1‑е Послание Коринфянам 6:12). Уж кто-кто, а Павел знал цену своим словам, смысл которых открыл ему сам Христос.
В преддверии Рождества Христова хочется напомнить, что Сын Божий родился в этот мир, рос и взрослел, как обычный человек. Он реально исполнил свою миссию — умер за грехи реальных людей, и воскрес тоже не понарошку, а на самом деле. Виртуального Христа не существует, и это самая потрясающая реальность! Если бы Он не родился, то и в наших с вами рождениях не было бы никакого смысла — ни реального, ни виртуального. Так что, с Рождеством Христовым вас, дорогие читатели! Жаль только, что на большинстве поздравительных уличных баннеров слово «Христово» отсутствует, а ведь в нем заключена вся суть, без которой не было бы праздника в реальной жизни.

Елена Рубцова