"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены." Римлянам 13:1
«Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после - одно уголовное дело» Федор Тютчев
Для меня это один из важнейших вопросов богословия. Если нет власти не от Бога, то почему это Божие благословение так часто бывает похоже на проклятие, и кто в этом виноват, Бог или мы?
Высказываясь на столь острую тему, я сразу хочу уточнить: все, что я скажу, это исключительно мое личное мнение. Говоря о взаимоотношениях власти и общества в России, нужно признать, что они имеют давнюю и непростую историю. Российская империя, а впоследствии и Советский союз были диктатурами, и со своими подданными особо не церемонились.
Сегодня в Российской Федерации дела обстоят гораздо лучше, но многие россияне, в том числе искренне верующие, вспоминают слова Пушкина: "Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом!" Грубовато, но очень точно. Пушкину хорошо - он Солнце русской поэзии. А как быть таким как я, когда душа чуть жива, да и таланта негусто? Бежать из страны, как предлагают некоторые? И куда?
Впрочем, не стоит роптать, ведь, на мой взгляд, власть есть зеркальное отражение общества. Так что если я недоволен властью, мне сначала нужно присмотреться к себе, ведь: "Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива". Греховность общества не результат греховности власти, а скорее напротив; власть грешна ровно настолько, насколько общество позволяет ей грешить. Не бывает святого социума и абсолютно греховного государства и наоборот. В любой стране правящая элита, черпает свою легитимность в общественной поддержке, и опирается на общие ценности. Например, если власть считает что морское пиратство это нормальный бизнес, как в Сомали, значит общество не особо против. Или если правящая элита уверена, что за прелюбодеяние надо побивать камнями, значит, на это есть общественный запрос.
Моральный уровень власти и общества обычно находится в равновесии. Потому что любая элита прекрасно знает, что сильный мировоззренческий дисбаланс чреват напряжением, а в худшем случае кризисом и сменой элит, проще говоря - революцией. Это когда «Верхи не могут, а низы не хотят…». По этой же причине невозможно морально-нравственное реформирование общества сверху, при отсутствии социального запроса на реформы снизу. История не знает примеров, когда кристально чистый правитель воцарялся над беспросветно грешным народом, и административными методами успешно реформировал его сверху. Что до революций, то они крайне редко приводят к всеобщему счастью. Ведь насилие обычно лишь углубляет социальные проблемы, а не разрешает их. Сменой злого царя, на доброго, ничего не добьешься, а тем более, поменяв плохих бояр на хороших всех проблем не решить.
Возможно, я разочарую либералов, но демократия не является библейской моделью правления. Библия, как в Ветхом, так и в Новом заветах, совершенно спокойно относится к монархической форме правления. В Библейской истории вообще все просто: либо диктатура, либо теократия, а временами анархия. И знаменитое: "Нет Власти не от Бога", относится к Риму времен империи, то есть к тоталитарному государству.
Однако, все это звучит прекрасно, до тех пор, пока гражданин лично не столкнется с произволом и насилием, творимым властью по отношению к подданным. И тогда невольно возникает вопрос: и где здесь Бог? На мой взгляд, все очень просто. Говоря "Нет власти не от Бога" Писание говорит нам о допущении. Господь много чего допустил в этот мир со времен грехопадения Адама. Болезни, смерть, нищету и голод. А государственная власть может быть для общества, как благословением, так и проклятием.
А еще Библия буквально повелевает: "Всякая душа да будет покорна высшим властям" (Библия послание к Римлянам 13:1). Многих это смущает, а меня нет. Покоряться? Да с радостью, но до тех пор, пока законодательство не противоречат Слову Божию. Даже поверхностное чтение Писаний позволяет сказать: Библия не учит слепой покорности и раболепия перед государством. И пророки в Ветхом завете, и апостолы в Новом, многократно проявляли "святое" непослушание, четко заявляя царям: "Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога"? (Библия Деяния святых Апостолов.4:19)
Еще один важный факт: Библия ясно показывает, что государственная власть не является закрытой для обличения. И в Новом и в Ветхом завете, апостолы и пророки не боялись открыто говорить правителям об их грехах. На протяжении всей истории Церкви, в разных странах, и в разные эпохи, Божии служители поднимали свой голос, обличая грехи элиты. Многие из них, предпочли принять мученическую смерть, но не покорится государственному лицемерию. Перечислить их нет никакой возможности, это огромный список, от первомученика Стефана, до пастора Дитриха Бонхёффера, повешенного в нацистском концлагере. Туда же нужно включить всех мучеников и исповедников погибших в СССР, а также тысячи верующих, страдающих прямо сейчас в Северной Корее и Китае, а также на территории других богоборческих режимов.
И когда меня спрашивают: как верующему человеку строить взаимоотношения с государственной властью, я обращаюсь к Писанию. Евангелист Лука чудесно описывает, как фарисеи задают Иисусу каверзный вопрос: «Они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Евангелие от Луки 20:21-25)
На самом деле, с точки зрения полемики, вопрос был сформулирован блестяще. Этакая сто процентная ловушка. Что не ответишь, будешь виноват. Скажешь не платить – государственный преступник, скажешь платить – пособник оккупантов. Иисус призвал не смешивать дела двух царств, Кесарева и Божия. И отдавать Божие – Богу, а Кесарю – Кесарево. Так что я честно плачу налоги, и поскольку мое сердце чисто перед Богом, сплю спокойно.
Но если с вопросом, «Кто виноват?», все более или менее понятно, сами же и виноваты; то вопрос «Что делать?» остается открытым. По моему мнению, единственным действенным методом воздействия на общество, а через него и на власть, является проповедь Евангелия, а также пост и молитва. Поскольку лишь только деятельное покаяние, по настоящему меняет душу человека, а впоследствии, и все общество. На мой взгляд, единственный эффективный метод изменения Российского социума, это то, что историки называют Реформацией. Другими словами, массовое покаяние и возвращение к Библейским истокам христианства. Ведь история ясно показывает, что Пробуждение и Реформация принесли в общественную жизнь больше положительных изменений, чем все революционеры вместе взятые. И прав был Махатма Ганди, когда сказал: "Хочешь изменить мир, стань этим изменением".
И при этом, что бы ни происходило, каждый христианин, просто обязан искренне молится за власти, как написано в Библии: "За царей и за всех начальствующих". (Библия первое послание к Тимофею 2:2), но не надо думать, что если я молюсь за власть, то я полностью одобряю все ее действия. Но я точно знаю, что ропот и проклятия ни кому не помогут. А тем более очередной бунт, бессмысленный и беспощадный.
Антон Абрамов - второй пастор церкви «Неемия»