ЧАСТЬ 2. ЭНЕРГИЯ НЬЮ-ЭЙДЖ Вторым трендом последних десятилетий, который усилится в России в 2013 году, будет влияние философии «Нью-Эйдж». Духовная пустота в обществе, в котором царит материальное , должна быть чем-то заполнена. Общество потребления смогло коммерциализировать и это! В результате проводятся тренинги по раскрытию своего потенциала, семинары по достижению успеха в бизнесе и жизни, а также существует множество других возможностей придать своей жизни стройность и смысл, организовав ее вокруг определенной системы взглядов, часто имеющих духовную основу и называемую совокупно «Нью-Эйдж».
«Новое» что?
Нью-Эйдж (англ. New Age, «новый век, новая эра») – совокупность разнообразных взглядов, учений и практик, опирающихся на восточный мистицизм, утверждающих, что в настоящее время наступил новый этап в развитии человечества в раскрытии его ранее не использовавшихся способностей разума и души – например, ясновидение, исцеление и пр. По утверждению последователей Нью-Эйдж, мы сами творим свою реальность, именно мы являемся источником своего счастья и успеха. Различные течения этого направления могут разделять не все взгляды друг друга; многих из них объединяют лишь глубинные мистические установки.
Экспортированные с Запада Нью-Эйдж-практики являются по своей сути адаптированной версией восточного мистицизма, поставленного на коммерческие рельсы, учитывающей тенденции современного постмодернистского общества и опирающееся для своей «раскрутки» на силу рекламы. К примеру, кому лет сорок назад (и уж тем более ранее) пришло бы в голову совершенно серьезно говорить о том, что мы сами формируем материальную реальность вокруг нас, и что в нашей власти – представить то, что мы хотим, и затем получить это? Сегодня же стандартные исходные посылки многих бизнес-тренингов звучат именно так. А то, что мы часто видим, считается приемлемым и даже желаемым, особенно если это помогает нам достичь требуемых (в данном случае – материальных) целей.
Современная магия
В определенном смысле, подобные подходы напоминают магию – т.е., систему взглядов и поведения, направленную на достижение желаемого результата при помощи обращения к тайным силам или через действия, отличные от библейского способа их достижения. В таких практиках именно человек и его желания являются отправной точкой, безотносительно Божьих повелений о приемлемых/неприемлемых способах получения желаемого. Кроме того, опасность проникновения в духовный мир, о которой нас предупреждает Божье Слово, не учитывается, причем такие действия фактически выдаются за эффективные альтернативные способы достижения целей, якобы основанные на научных, проверенных данных.
Притягательным в системах Нью-Эйдж является их синкретичность: ты можешь быть верующим человеком, а можешь и не быть им; можешь считать, что Бог – это личность, или верить, что Он сила. Главное – общий, глубинный механизм достижения цели. Зачастую человек увлекается данным мировоззрением именно потому, что не нашел ответа в церкви. А если церковь не оснащена силой Святого Духа, то она не может противостоять таким духовным обольщениям, с которыми люди сталкиваются в этом мире.
Диалог церкви с нью-эйджистами
Во-первых, общаясь с людьми, принадлежащими среднему классу, с людьми бизнеса и людьми образованными, и пытаясь при благовестии обращаться к старым аргументационным схемам, мы часто терпим поражение. Иногда говорить с человеком, не признающим существование Бога, бывает легче, чем с человеком, который говорит примерно следующее: «Хорошо, что ты веришь; если тебе это помогает, значит, верь дальше; у меня свой взгляд на духовное развитие». В других случаях о Христе говорят как об одном из Просветленных. Чаще же всего человеку, по всей видимости, просто все равно – его интересует его личное благосостояние; он нашел свой путь достижения желаемого, и его жизнь вполне благополучна.
Примеры выхода из таких ситуаций можно найти, например, в жизни апостола Павла. Павел, «апостол язычников» активно общался с теми, чьи убеждения отличались от его собственных, причем мы можем найти множество параллелей между современными воззрениями Нью-Эйдж и эллинистической культурой, насаждаемой Римской империей во времена апостола Павла, с ее многобожием, сосредоточенностью на философии, риторике и внешней красоте. Одной из известнейших проповедей Павла является проповедь в ареопаге в Афинах, где он находит точки соприкосновения с официальной культурой тех лет (Деян. 17:16-34). Важно помнить, что мы имеем дело с духовными вещами – следовательно, и победить их можно не столько при помощи убеждения и красивой речи (хотя эти факторы также очень важны для построения правильного диалога), сколько при помощи Божьей истины.
Другим важным компонентом являются дары Святого Духа – особое ударение на которых, собственно, и отличает нас как деноминацию. Мы верим, что такие проявления Духа как пророчества, слово мудрости, слово знания, исцеления, различение духов и др. – чрезвычайно важны в ситуациях нашей духовной битвы. Поэтому особое значение в этих условиях приобретает личная святость и посвященность человека, а также стремление к получению духовных даров, которые послужат для Божьей славы и которые приведут к измененным судьбам людей («…ревнуйте о дарах духовных», 1 Кор. 14:1) .
Во-вторых, нам как церкви необходимо понимать важность образования и знаний. Хотя они не являются необходимыми для нашего личного спасения, они чрезвычайно важны для самоопределения Церкви, для проведения критического анализа окружающей нас культуры, философии, и мировоззрения в целом. Мы традиционно направлены на благовестие, что иногда заставляет нас считать другие сферы – такие как образование, личное развитие, поддержку творческих людей и предпринимателей – вторичными. Однако, как об этом заявлял известный философ и апологет христианства Фрэнсис Шеффер, западное христианство проиграло в 20-м веке битву за центральное место в современном обществе именно потому, что не сумело вовремя разглядеть глубинные процессы общественного мировоззрения и не противопоставило этим процессам здравые библейские ответы (1).
В-третьих, нам, конечно, стоит быть осторожными в копировании современных бизнес-семинаров и моделей бизнес-поведения. Критический подход, анализ и переоценка – вот процессы, которые помогут Церкви оставаться доступной и понятной для этого мира, не уходя в анахронизмы и не становясь излишне консервативной и, в то же время, сохранить неповрежденное Божье Слово, продолжая быть стабильным маяком в мире, захлестываемом различными штормами.
Ссылки:
(1) Шеффер, Фрэнсис. Бог Сущий. / Он здесь, и Он не молчит. Избранное. М.: Мирт, 2002.
Дополнительно о мировоззрении Нью-Эйдж можно почитать здесь:
Сайр, Дж. Парад миров: типология мировоззрений. М.: Мирт, 1997.
Григорьева Л. И. Религии «нового века» в современной России: социально-философский анализ. Автореферат дис. … д. филос. наук: 09.00.06 / Рос. академия гос. службы. — Москва, 2000. — 47 с.
Мартин У. Царство культов. М.: Логос, 1992
Mears D. P., Ellison C. G. Who Buys New Age Materials? Exploring Sociodemographic, Religious, Network, and Contextual Correlates Of New Age Consumption (англ.) // Sociology of Religion 2000, 61:3289 – 313/ http://socrel.oxfordjournals.org/content/61/3/289.full.pdf
И. В. Колмагоров, к.ф.н., руководитель информационно-аналитического отдела РЦ ХВЕ
РЦ ХВЕ