20 июля 2016 года вступает в законную силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», который был Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года и стал известен всем под названием «закон Озерова-Яровой».
Вышеуказанный закон вносит изменения в ряд законодательных актов, но мы коснемся, прежде всего, изменений в Федеральный закон «О свободе совести и вероисповедании».
В связи с тем, что закон вызвал очень бурную реакцию, много споров и опасений, в начале наших рассуждений хочется напомнить, что согласно статье 28 Конституции Российской Федерации «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это то, на что может рассчитывать любой гражданин нашей страны и отстаивать свои конституционные права.
Поговорим о том, как жить верующим людям в новых реалиях, а точнее даже сказать, религиозным объединениям (религиозным группам и религиозным организациям). Наверное, стоит начать с того, что впервые законодатель вводит понятие миссионерской деятельности, которая теперь понимается, как «... деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами». Другими словами, есть 5 признаков миссионерской деятельности, когда она подпадает под регулирования закона, о котором мы говорим: если эта деятельность ведется от имени религиозного объединения (религиозной группы или организации), во вторых, если она ведется уполномоченными на то от имени объединения лицами, если она ведется публично, если распространяется именно вероучение (не просто библейские принципы жизни) и если конечная цель — вовлечение в состав участников этого объединения. Если хотя бы один элемент отсутствует, то эта деятельность не может трактоваться как миссионерская.
Необходимо знать о том, что вышеназванная миссионерская деятельность БЕСПРЕПЯТСТВЕННО может осуществляться «в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий; в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями; на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве; в местах паломничества; на кладбищах и в крематориях; в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов». Исключение составили жилые помещения, в которых законодатель запретил вести миссионерскую деятельность, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, в которой разрешено проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии. То есть, все, что до момента выхода закона, о котором идет речь, проводили верующие люди в своих домах, так все и будет проводиться. Молитва покаяния — это также часть богослужения.
Теперь давайте вернемся к разрешительным документам. Чтобы вести миссионерскую деятельность за стенами церкви необходимо иметь с собой документ, который дает тебе право этой деятельностью заниматься. Здесь есть свои особенности, которые надо учитывать. Есть разница для осуществления миссионерской деятельности от имени религиозной группы (без образования юридического лица) и религиозной организации. В чем она заключается. «Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации».
Что же касается религиозной организации, там все немного проще. «Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации». То есть, казалось бы, без всяких документов пасторы, пресвитеры, дьяконы, члены церковного (пасторского) совета могут заниматься миссионерской деятельностью. Но надо учитывать такой момент: чтобы правоохранительные органы узнали о том, что вы пастор или какой-либо священнослужитель, необходимо также предоставить подтверждение своей должности. Возможно, стоит носить с собой заверенную копию решения общего собрания, где прописаны выборы указанных лиц для соответствующего служения. Если не носить, то полиция может задержать до выяснения этих вопросов, и тогда все равно понадобятся соответствующие документы. Что же касается рядовых членов церкви, то им необходимо иметь при себе документ, «выданный руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации».
Так что же изменилось в деятельности официально зарегистрированных религиозных групп и организаций? По сути своей, для обычной религиозной деятельности церквей ничего не изменилось. Исполнять великое Божье поручение «идите и научите все народы» нам никто не запретил. Необходимо помнить, что закон, прежде всего, направлен на меры по безопасности в нашей стране. Насколько меры, направленные на религиозную деятельность церквей, обоснованы с точки зрения безопасности покажет практика.
Добавился документооборот, ответственность за действия священнослужителей и членов церквей, которая влечет за собой немалые штрафы (на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей), личная ответственность граждан за распространение своих религиозных убеждений без соответствующих документов от имени религиозной группы или организации (от пяти до пятидесяти тысяч рублей).
Наверное, самое главное и серьезное, что изменилось для жизни верующих, — это поправка в Жилищный кодекс РФ, которая запретила перевод жилых помещений в нежилые в целях осуществления религиозной деятельности. Ведение в них миссионерской деятельности (миссионерской — в понимании законодателя) теперь нужно осуществлять очень аккуратно, дабы не подпасть под коллизию наших правовых норм.
Также теперь необходимо позаботиться о том, чтобы на любой распространяемой литературе, буклетах, пригласительных и какой-либо другой аудио/видео продукции было официальное наименование той религиозной организации, которая выпускает и (или) распространяет эту продукцию.
Стоит отметить еще и то, что, скорее всего, депутаты Госдумы нового созыва будут дорабатывать этот закон, так как с точки зрения правоприменения закон довольно противоречивый и мало учитывает религиозную практику церквей. Но, так как верующие люди — это, прежде всего, законопослушные граждане своей страны, необходимо, насколько это возможно, учитывать требования действующего законодательства, не торопиться выдавать разрешительные документы от имени религиозного объединения всем членам церкви и следить за правоприменительной практикой обсуждаемого нами закона.
Юрисконсульт Татьяна Чернухо