Вениамин Николаевич Исаев – миссионер, тюремный служитель – внук легендарного Петра Исаева, Петьки, адъютанта красного командира Чапаева. Автор книг о непростой человеческой судьбе «Человек без родины» и «Вор в законе по кличке «Москва», он посещает тюрьмы и колонии уже больше 20 лет. Среди учреждений, которые посещает пастор Исаев, – так называемый «Вологодский пятак», одна из пяти исправительных колоний особого режима для пожизненно заключённых в России. Вениамин Николаевич стал гостем нашей редакции.
- Вениамин Николаевич, расскажите о вашем детстве. Какая у вас была семья?
- Детство у меня было бурным, нас было шестеро детей у мамы с папой. И мне было 4 месяца, когда моя мама умерла, ушла к Господу. Папа остался один с шестью детьми на руках. Помогала бабушка. Если бы не Господь, который послал нам вторую маму, мы бы не выжили. Самые голодные годы были 1952 и 1953. Папа много работал, чтобы обеспечить семью, он был очень хорошим сапожником. Семья наша всегда была одета бедно, но опрятно. Впоследствии папа стал начальником всех обувных мастерских в городе, в его подчинении было много людей. Он много прегрешений прощал своим работникам. Лично я ласки от папы никогда не получал, только ремень, был очень хулиганистым, в семь лет уже начал курить. Все начали курить, и я не отставал от остальных, не быть же мне белой вороной.
- Какие увлечения и мечты у вас были тогда? Кем хотели стать?
- Вся моя жизнь проходила на улице. Мы хотели быть сильными и всем доказать свою мощь, отстаивая свою территорию. В футболе мы всегда побеждали, и в драке были сильнейшими. Я ничего не хочу сказать плохого о папе, у меня был прекрасный отец, но он меня не воспитывал. Я делал очень много нехороших вещей, он всегда наказывал меня ремнем; к сожалению, любви в этом не было, но я благодарен Богу, что он хотя бы так меня воспитывал, иначе неизвестно, к чему бы я скатился, улица меня очень испортила. Была у меня сильная мечта - попасть Ленинград. Этот город был для меня красивым и недоступным как из сказки, люди интеллигентные и образованные. В 16 лет я уже пошел работать на завод. Я был очень сильным, брал работу на себя не меньшую, чем взрослые мужчины, таскал огромные железные листы. Через два месяца заработал 220 рублей! Папа зарабатывал 120. Я не поверил тогда, что смог столько заработать, побежал к главному бухгалтеру и, правда, столько заработал. Через два месяца уже купил себе мотороллер, был очень счастлив этой покупке.
В детстве я еще мечтал стать моряком, попасть в Морфлот, однако попал в стройбат. В армии у меня возник конфликт со старшим сержантом, он много притеснял младших по званию, и в один из дней я вступился, на что он мне ответил, что он старший сержант и не мое дело, что он делает, и толкнул меня рукой. Я ударил ему в переносицу (как на тренировке по боксу, которым я занимался), он упал, задрыгал ногами и всё, лежит без движения. Я очень сильно испугался тогда, думал, что он умер. Он, слава Богу, остался жив, но потерял один глаз. Удар был очень сильным, хотя я не хотел так его травмировать. Всего два раза в жизни я дрался и оба раза неудачно, больше не дрался, слава Богу. За этот случай мне дали 1,5 года дисциплинарного батальона.
- Расскажите, какой переломный момент произошел с вами в 37 лет?
- С женой мы жили неплохо, поженились мы с ней в 1973 году. В 1974 году у нас родилась дочь Светлана. Я работал на фанерном комбинате, очень хорошо зарабатывал, отец научил меня хорошо работать. У меня было много благодарностей, получал премии, но всё равно продолжал курить и пить. Я оставался бойцом, был очень сильным, построил свой личный спортивный зал. Ту огромную силу, которая у меня была, дьявол, конечно, использовал для своих дел. Мне было 36, я чувствовал, что не совсем хорошо относился к жене, она была у меня как рабыня, любил только самого себя. Люди для меня были мелочью. Однажды ко мне подошла дочь и попросила со мной поговорить. Она мне сказала о том, что я вот гуляю, выпиваю, маму не люблю и её не воспитываю. Меня это обескуражило, ведь я так сильно любил дочь, старался её оберегать. Через дочку Бог меня коснулся, ведь она права была, после её слов у меня словно буря внутри бушевала.
Однажды я занимался в спортивном зале, остановился, думаю: «Господи. Дочка говорит, что жену не люблю, как рабыня Изаура у меня. Кому я добро делаю? Живу для себя, никому не приношу вроде вреда, но никому не приношу и добра. Я какой-то волк-одиночка. Господи! Я не хочу так жить! Я хочу, чтобы моя жизнь изменилась». И в тот момент я услышал голос Божий: «Вениамин! Если ты не покаешься, ты погибнешь! Больше Я тебя спасать не буду». А я до этого в течение жизни погибал раз шесть, два раза только застрелить должны были. И Бог меня спасал по молитвам папы. И тут я действительно испугался. Я не хочу погибать. Я жить хочу!
- Что произошло дальше?
- На следующий день ко мне приходит мой друг, Володя Фёдоров, говорит мне, что на Кировский стадион из Америки проповедник приехал. У меня такая жажда появилась туда поехать! Быстро переоделся и мы поехали. Приходим вдвоем, курим, смотрим, слушать мне было не особо интересно какого-то там лощёного американца. Мне было важно кому-то душу открыть, я ж не просто так приехал. Смотрю, на центральной трибуне сидят какие-то молодые люди, говорю, «Пойдем к ним». А там сидела музыкальная группа «Рождество». Мы подошли к ним, начался очень интересный разговор, они говорят нам, что они христиане, не курят, не пьют. Я рассказываю о себе, о бабушке. И тут встаёт молодой человек, Паша Пророков, и говорит мне: «Вениамин! Ты знаешь, кому ты служишь?! Ты дьяволу служишь! Прекрати! Иди в церковь, покайся и служи как твоя бабушка Богу!». Я стою, опешил, и говорю ему: «Давай, пиши адрес церкви». В первое воскресенье я пошёл в церковь. Смотрю, люди радуются, приветствуют, обнимают друг друга. И мне так захотелось. На одном из служении молюсь Богу: «Бог! Я не хочу больше курить!» И чудо произошло. После служения я вытаскиваю пачку «Беломора», кидаю её в урну, и в тот момент пока она летит, чётко понимаю, что больше ни разу не закурю. Бог просто убрал и всё! Через три дня на работе понимаю, что разговариваю и не ругаюсь матом, хотя раньше не мог и слова связать без мата! Чудо! Бог просто очистил уста и всё! На следующем служении я хочу покаяться, но не могу встать! Ноги просто приклеены к полу. И слышу в этот момент голос дьявола, что я грешник и куда собрался. Но на следующее воскресенье, 22 октября 1989 года, я пулей вылетел к кафедре. Упал на колени и кричу Богу: «Прости меня!...» Помню, как после покаяния приезжаю домой, зову жену, садимся, прошу её простить меня, обещаю больше не гулять, не играть в карты, не выпивать и не курить, не ругаться матом. Через год после того как я крестился, она покаялась.
- Легко ли удалось войти в тюремное служение?
- Да. Не было ни смущения, ни страха. Я и сам когда-то сидел. Знал язык зэков и как построить с ними отношения. Мог увидеть, где они фальшивят, где лгут. Поэтому я с радостью пошёл служить таким людям. Играл на гитаре, пел и проповедовал. На моих глазах происходило множество чудес, люди каялись и обретали надежду, казалось бы, в безвыходной ситуации. Всё это заслуга Господа нашего Иисуса Христа!
- Какие планы у вас в служении на ближайший год?
- Четыре раза в год я посещаю, обязательно, «Вологодский пятак». Планирую посетить и другие, новые места, в Финляндию приглашают, я готов туда поехать, там очень много русских. Мне всё равно, где проповедовать, главное - проповедовать Евангелие, только бы спасались люди.
- Семья для вас большая поддержка в служении?
- Несомненно! Без семьи я вообще не смог бы служить! Жена всегда молится за меня, переживает, помогает мне, собирает в дорогу, всегда поддерживает. Конечно, семья - это основа. Всегда прикрывает тыл.
- Что бы вы хотели сказать тем людям, которые не задумываются о смысле жизни?
- Я хотел бы пожелать, чтобы они обратили внимание на другую жизнь, чтобы они задумались о вечном. Чтобы произошла переоценка ценностей, чтобы взгляд обратился к Богу. И когда они покаются, они увидят, что жизнь со Христом даёт стимул жить, радуясь и испытывая настоящее счастье.
- Что вдохновило вас на создание большой семьи и усыновление детей?
- Вдохновил пример одного пастора с женой, которые стали усыновлять детей. Мы стали молиться, и Бог дал нам одного ребёнка. Но, прежде всего, желание что-то сделать для таких детей побудило нас к этому, возможность дать счастье такому ребёнку. Потом взяли ещё детей.
- Что вы хотите пожелать молодым семьям, которые только образуются?
- Пусть помнят, что первое место в доме, финансах, во всех отношениях - Христос. Если будет Христос, будет мир, покой, любовь и радость; там будут и трудности, но Христос даст преодолеть их. От веры к вере возрастать в любви.