Красота не исчезает, особенно в трудные и неопределённые времена. Выжившая во время Холокоста пианистка Алиса Герц-Зоммер выступила в 150 самодеятельных концертах в течение двух лет, которые она провела в концентрационном лагере Терезиенштадт. Позднее она рассказывала: «Люди спрашивают, как я могла играть в то время. Мы были так слабы. Но музыка была особенной, она очаровывала... мир прекрасен. Он полон красоты».
Красота не исчезает, особенно в трудные и неопределённые времена. Выжившая во время Холокоста пианистка Алиса Герц-Зоммер выступила в 150 самодеятельных концертах в течение двух лет, которые она провела в концентрационном лагере Терезиенштадт. Позднее она рассказывала: «Люди спрашивают, как я могла играть в то время. Мы были так слабы. Но музыка была особенной, она очаровывала… мир прекрасен. Он полон красоты».
Несмотря на то, что многие заразились коронавирусом или потеряли близкого человека во время пандемии COVID-19, мы сталкиваемся с гораздо менее разрушительными обстоятельствами, чем Алиса Герц-Зоммер. Тем не менее, смерть смотрит на нас через новостную инфографику, которая отслеживает статистику унесённых вирусом жизней.
«Каждый день стресс пандемии обнажает нашу потребность в красоте — мы чувствуем её, даже если не можем полностью выразить», — сказал Чарли Пикок (Charlie Peacock). Четырёхкратный лауреат премии Грэмми, композитор, исполнитель и продюсер звукозаписи работал со всеми — от Switchfoot до The Civil Wars. «К счастью, профессиональные создатели красоты работают сверхурочно, чтобы удовлетворить эту потребность. Было ли время, когда так много творческих людей в разных областях искусства делились красотой с миром — бесплатно?»
Чарли ежедневно создаёт новую музыку и картины во время карантина в Нэшвилле. Одним из творений стала песня, которую исполнила Сарра Мейсен (Sarah Masen).
«Она не была задумана как комментарий к нашей новой действительности, но постепенно понимая, о чём заставляет меня думать и чувствовать моя работа, я верю, что это связано».
Пикок не одинок. Поэты, художники, философы и богословы исторически отстаивали убеждение, что красота ещё более необходима в самые тёмные периоды.
Папа Иоанн Павел II в «Письме художникам» 1999 года подтвердил, что «обществу нужны художники, так же, как ему нужны учёные, техники, рабочие, профессионалы, евангелисты, учителя, отцы и матери». Пандемия требует от людей, первыми встречающих её — медиков, учёных, продавцов, курьеров и, да, людей творчества, которые признают свою ответственность — как выразился папа Франциск, быть «хранителями красоты, предвестниками и свидетелями надежды человечества».
«Красота — это не то, чем мы можем обладать. Красота — это сочетание правдивости, мастерства и доброты», — убеждена художница Мариса Войтенко. Она использует энкаустику, старинную технику живописи замешанными на горячем воске красками, для создания абстрактных работ, которые выставлялись по всей Америке и Украине. «Когда жизнь становится слишком тяжёлой, чтобы вынести её, а обстоятельства — слишком тёмными, чтобы увидеть путь, красота способна снять страх и дать надежду».
Многие из лучших музеев мира предлагают бесплатные виртуальные экскурсии, чтобы познакомить с выдающимися произведениями искусства. Многие шедевры, представленные в этих галереях, изысканно изображают человеческие страдания на протяжении веков и заставляют нас задуматься о собственной смертности. Всё же намного лучше, когда об этом напоминает картина, а не лента новостей с инфографикой.
Джоди Хассетт Санчез
Перевод Ирины Литвиновой