В 1527 году, менее чем через 200 лет после того, как чёрная смерть убила четверть населения Европы, бубонная чума вновь вспыхнула в городе, где жил богослов Мартин Лютер, Виттенберге, и соседних городах. В своем письме «Можно ли убежать от смертельной чумы» знаменитый реформатор напомнил об обязанностях простых граждан во время эпидемии. Его советы служат практическим руководством для христиан, противостоящих вспышкам инфекционных заболеваний.
«Можно ли убежать от смертельной чумы» (1527)
Чёрная смерть вышла из Китая в период с 1347 по 1350 годы и убила четверть населения Европы того времени. Более поздние вспышки произошли и в 15 веке, оставив глубокие эмоциональные шрамы и ужас в воспоминаниях европейцев. Когда это заболевание было в стадии эпидемии, уровень смертности варьировался от 30 до 90 процентов.
В августе 1527 года бубонная чума поразила Виттенберг, где жил Лютер, и многие горожане спасались бегством из города. Несмотря на приказание курфюрста, который покровительствовал Лютеру, немедленно уходить, чтобы спасти свою жизнь, Лютер решил остаться, служа тем, кто заболел. Он оказался в эпицентре болезни. Жена мэра умерла на его руках, но он смело оставался в городе вместе со многими другими, чтобы в отчаянной ситуации нести надежду и Божье Слово.
Немецкий пастор по имени Иоганн Гесс написал Лютеру письмо, в котором он спросил, как должен вести себя пастор, столкнувшись с чумой. В ответном письме Лютер поделился советами, которые могут оказаться полезными для многих христиан даже в кризисе 21 века.
Кому можно уйти
Письмо Лютер начал с обращения к тем, кто был твёрдо убеждён, что человек никогда не должен бежать, потому что чума — это Божий суд за грехи, и христиане должны смиренно принимать Его волю в покаянии. Хотя Лютер и считал такие взгляды достойными похвалы, он признал, что не все одинаково сильны в вере и «нельзя на всех возлагать одинаковое бремя».
Однако допуская это, Лютер ясно дал понять, что страх смерти — дело рук дьявола, и что ни один христианин не должен уступать ему. Воскресение Христа должно сделать всех христиан бесстрашными перед лицом смерти. Лютер советовал тем, кто оставался ухаживать за больными, не бояться, потому что Бог обязательно защитит.
Итак, некоторые должны оставаться. В нашем случае это обозначает оставаться в общении и помогать тем, кто оказался в вынужденной изоляции, пожилым и людям с ограниченными возможностями здоровья.
По убеждению Лютера, очевидно, что мэры, судьи, полицейские должны оставаться до тех пор, пока кризис не пройдёт, поддерживать общественный порядок. Государственные служащие, в том числе врачи, должны продолжать выполнять свои профессиональные обязанности.
Даже родители и опекуны имеют профессиональные обязанности по отношению к детям. Он считал, что было бы грехом для родителей бросить своих детей, или для любого человека бежать, если от них зависит член семьи. То же самое касается и наших друзей, соседей, ибо «любить ближнего своего, как самого себя», означает быть уверенным, что им не причинён вред.
Христиане должны быть добрыми самарянами, исполняя закон любви и гражданские законы. Это относится как к эпидемии чумы, так и вспышке коронавируса.
«Особенно те, кто несёт духовное служение и пасторы должны оставаться стойкими перед лицом смерти. У нас есть простое повеление Христа: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна, глава 10, стих 11). Больные и умирающие нуждаются в добром пастыре, который укрепит и утешит их и совершит таинства, им не должно быть отказано в евхаристии до их кончины.
И только «некоторые могут бежать. Там, где нет необходимости в дополнительных помощниках, где больные не нуждаются в вас, было бы хорошо бежать», — пишет Лютер, приводя библейские примеры, когда Авраам, Исаак и Иаков спасались бегством от смерти.
«Служение Богу — это служение ближнему»
Возможность ухода за больными Лютер не оставляет только медицинским работникам. В то время, когда во всём мире сталкиваются с нехваткой больничных коек и персонала, его совет особенно актуален. Простые граждане, не имеющие медицинской подготовки, могут помогать больным. Лютер бросает вызов христианам, чтобы они искали возможности ухаживать за больными, как за самим Христом (Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 41–46). Из любви к Богу рождается любовь к ближнему.
Лютер не отвечает на вопрос «Что бы сделал Иисус?», а обращается: «Что бы ты сделал, если бы это был Иисус». В ключевой цитате, имеющей отношение к нашей коронавирусной эпохе, он говорит: «Я точно знаю, что если бы это был Христос или Его мать, лежащие на одре болезни, то все были бы заботливы и с радостью стали бы слугой или помощником. Каждый хотел бы быть смелым и бесстрашным; никто не убегал бы, но все суетились бы вокруг них… Если ты хочешь служить Христу и ждать Его прихода, то прекрасно — рядом твой больной сосед. Иди к нему и послужи, и ты непременно найдёшь в нём Христа…».
«Служение нуждающимся так незначительно по сравнению с Божьими обетованиями и наградами, о которых Святой Павел говорит Тимофею: “Благочестие полезно во всех отношениях, и оно несёт обетование для жизни настоящей и грядущей” (Первое послание Тимофею, глава 4, стих 8). Благочестие — это не что иное, как служение Богу. Служение Богу — это действительно служение ближнему».
С другой стороны, Лютер не побуждает читателей безрассудно подвергать себя опасности. «Все мы, — говорит Лютер, — несём ответственность за то, чтобы в меру своих возможностей отгородиться от этого яда, потому что Бог повелел нам заботиться о теле». Он защищает меры предосторожности, такие как карантин и обращение за медицинской помощью.
«Если кто-то заразился, ему следует самоизолироваться, чтобы не заразить других, и немедленно позвать на помощь. Следует обкуривать (дезинфицировать) дом, двор, прилегающую часть улицы.
Вы должны думать так: «Хорошо, по Божьему изволению, враг отравил всё вокруг смертельным ядом. Поэтому я буду просить Бога милостиво защитить нас. Затем я постараюсь обеззаразить свой дом, воздух, помогу ближним найти лекарство от яда и сам приму его. Я буду избегать мест, где мое присутствие не так важно, чтобы не заразиться самому и не заразить других и стать причиной их смерти».
Лютер предполагает, что если не делать этого — значит, поступать опрометчиво. Стремление спасти свою жизнь он считал естественным и библейски допустимым, как и использование лекарств. Лютер не был фаталистом.
Наконец, Лютер дает самый практический совет из всех. Люди должны готовиться к собственной смерти — слушая проповедь Божьего Слова и принимая причастие. Следует примириться с ближними, просить прощения и простить, привести в порядок дела и, позаботившись таким образом о своей душе, предстать перед Богом. Это в любом случае хороший совет.
Подтекст
31 декабря 2019 года чиновники Министерства здравоохранения Китая предупредили Всемирную организацию здравоохранения о новой форме пневмонии в городе Ухань, которую они никогда раньше не видели. К 7 января 2020 года медики объявили, что выявили новый вирус в семействе коронавирусов, который они обозначили 2019-nCoV. К коронавирусам относятся обычная простуда и атипичная пневмония (SARS — тяжёлый острый респираторный синдром). Вирус распространяется от инфицированного человека при кашле или чихании. Можно заразиться, находясь в непосредственной близости, касаясь поверхностей, на которых может быть вирус, а затем касаясь лица или носа. Новый тип коронавируса распространился почти во всех странах мира, и по состоянию на 17 марта 2020 года число заразившихся в мире превысило 180 тыс. человек, более 7 тыс. скончались, сообщает ТАСС.
По материалам ВИО СПБ